толкований вопроса - как догматического отрицания товарного
производства, закона стоимости при социализме, так и расшири-
тельного толкования их, стирания глубокого различия товарного
производства, закона стоимости в условиях социализма и в усло-
виях частной собственности на средства производства. Эта вторая
ошибка в ее последовательном развитии ведет к буржуазной и пра-
вооппортунической концепции “рыночного”, “конкурентного” со-
циализма, которая решающее значение отводит стихийным законам
капиталистического рынка.
В работах утопистов социализм и коммунизм не рассматривались
как две последующие ступени, стадии развития общества. Заслуга
установления этого различия принадлежит К.Марксу. Оппортуни-
нисты 2 Интернационала передали забвению учение К.Маркса о
двух стадиях коммунистического общества. Для К.Каутского, нап-
ример, коммунизм представлялся не более как “благочестивым по-
желанием”.
Вопросу о двух стадиях В.И.Ленин всегда уделял большое внима-
ние, а в работе “Государство и революция” он осветил весьма под-
робно. Он натойчиво подчеркивал, что социализм не является ко-
нечной целью рабочего класса, что социализм неизбежно должен
постепенно перерасти в коммунизм.
В.И.Ленин развил идею К.Маркса о социализме как неизбежной
исторической ступени развития общества, о создании производст-
венных сил общества как важнейшем условии перехода от социализма к коммунизму.Могучий расцвет науки и технике, электрификацию
страны, достижение более высокой, чем при капитализме, произво-
дительности труда В.И.Ленин считал важнейшими предпосылками
коммунизма.
Программа КПСС, принятая 22 съездом, обобщает богатейшую
практику социалистического строительствав СССР и в других со-
"НОВЫЙ РОМАН" ("антироман") , разновидность французской модернистской прозы 50-60-х гг. 20 в.; в противовес традиционному романическому повествованию (в т. ч. устойчивым характерам и их неповторимым судьбам) культивировал бесстрастное исследование особых, общезначимых, но безликих срезов жизни ("магма подсознания" у Н. Саррот, "вещизм" у А. Роб-Грийе), порождаемых отчуждением и конформизмом.
ШТУК (Stuck) Франц фон (1863-1928) , немецкий живописец и скульптор. Сочетал черты академического натурализма и стиля "модерн". Под влиянием Ф. Ницше создавал фантастико-аллегорические произведения, проникнутые нарочито "брутальной" символикой ("Борющиеся фавны", 1889).
ЗАСЕЧНЫЕ ЧЕРТЫ (линии) , оборонительные сооружения на южных и юго-восточных окраинах Русского государства в 16-17 вв. для защиты от кочевников. Состояли из засек, валов, рвов, частоколов, использовались естественные преграды (реки, овраги). Имели опорные пункты (остроги и города-крепости). Важнейшей была Большая Засечная черта.