Производство двух наиболее широко применяемых ХФУ быстро росло вплоть до 1974г., когда появились первые статьи, объясняющие влияние этих веществ на озоновый слой. Последующее сокращение производства ХФУ произошло в результате активных выступлений защитников окружающей среды против использования аэрозольных баллончиков, содержащих ХФУ. В США их производство было окончательно запрещено в 1978г. Начиная с 1982г. расширение других областей применения ХФУ снова привело к росту их мирового производства.
Источник: Chemical Manufacturers Association
ГЛАВА II
1.Первые сигналы.
В 1974г. были опубликованы две научные статьи, которые предупреждали об опасности, угрожающей озоновому слою. В одной статье говорилась, что атомы хлора в стратосфере способны разрушать озоновый слой.5 Вторая сообщала, сто ХФУ достигают стратосферы и, разлагаясь, освобождают атомы хлора.6 Вместе эти публикации предсказывали, что использование человеком ХФУ может привести к до тех пор неизвестной экологической опасности.
Благодаря стабильности и инертности ХФУ они не растворяются в дождевой воде и не реагируют с другими газами. Связи углерод—фтор и углерод—хлор в этих соединениях столь прочны, что солнечное излучение с той длиной волны, которая достигает нижних слоев атмосферы, не разрушает их. Пожалуй, единственной возможностью для молекул ХФУ «исчезнуть» из атмосферы остается возможность подняться очень высоко, в самые верхние ее слои, туда, где они встретят коротковолновое УФ-излучение, никогда не достигающее земной поверхности, поскольку озоновый и кислородный «фильтры» не пропускают его. Это излучение в конце концов разрывает молекулу ХФУ, освобождая радикал хлора.
БАОБАБОВЫЕ , то же, что бомбаксовые.
НЕОПЕНТАН , C(CH3)4, изомер нормального пентана; бесцветная жидкость, tкип 9,5 °С. Содержится в небольших количествах в нефти. Применяют как компонент высококачественных топлив (октановое число 85).
ЖЕЗЛОВ Михаил Сергеевич (1898-1960) , российский организатор производства авиационных двигателей в СССР, генерал-майор инженерной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1945). Руководил организацией производства двигателей для бомбардировщика Ил-4, для штурмовиков Ил-2 и Ил-10.