транспорт, газо- и нефтепроводы, магистральные ЛЭП и т.д.). С распадом СССР она лишилась, как известно, большинства важнейших экспортных портов. Представляется, что угроза нарушения транзитных коммуникаций в случае резкого отношения России с соседями может перевесить все ее иные выгоды. Еще более сложным и дорогим делом явилось бы создание в России собственных выходных портов и коммун территории государств ближнего зарубежья живут 28 млн. русских, судьба которых, естественно, не может учитываться при формировании российской политики. Имея ввиду утвердившуюся за долгие годы практику тесного межнационального общения, очевидно, потребуется и впредь в максимальной возможной мере сохранить свободу передвижения и контактов населения России и государств ближнего зарубежья, независимо от введения на границах пограничного или таможенного контроля.
Наконец, экономический союз способен облегчить решение вопросов военно-политического взаимодействия государств Содружества. Вряд ли содействовать российским интересам окружение России (или даже отделение ее от Западной Европы) недружелюбно настроенными государствами. Да и в общем геополитическом плане место России в мире во многом определяется тем, насколько способна она служить в качестве моста, связующего Европу и Азию.
Представляется, что перечисленные аргументы свидетельствуют о достаточной основе для постепенного формирования тесного экономического союза (сообщества) государств ближнего зарубежья. Более того, полагаем, что если исходить не из конъюнктурных соображений, а факторов длительного действия, разумной альтернативы такому курсу нет. Первые негативные последствия свертывания взаимных хозяйственных обменов, которые ощутили практически все бывшие республики СССР, доказывают это вполне убедительно. Конечно, при этом нельзя недооценивать трудности и препятствия, возникающие на пути к экономическому союзу. Речь идет в первую очередь о существенных различиях в экономическом развитии государств ближнего зарубежья. По основным показателям национального богатства, например, республики Центральной Пзии и Закавказья заметно уступают России, Белоруссии, Украине, а тем более, государствам Балтии.
ОТТО (Otto) Николаус Август (1832-91) , немецкий конструктор. Создал (1876) 4-тактный газовый двигатель внутреннего сгорания.
"ТРУПНЫЙ ЯД" , гипотетическое вещество, действию которого приписывали смертельные заболевания лиц, вскрывающих трупы; по современным представлениям, причина этих заболеваний - заражение патогенными микроорганизмами.
НОВОСИБИРСК (в 1903-25 Новониколаевск) , город в Российской Федерации, центр Новосибирской обл., порт на р. Обь. Железнодорожный узел. 1431 тыс. жителей (1993). Машиностроение (заводы "Сибэлектротяжмаш", станкостроительный, "Сибсельмаш" и др.), черная и цветная металлургия, химическая и химико-фармацевтическая, легкая, пищевая промышленность, производство стройматериалов. ГЭС. Метрополитен (с 1985). Сибирское отделение РАН. 13 вузов (в т. ч. 2 университета, консерватория), 6 театров (в т. ч. Театр оперы и балета). Картинная галерея, музеи: краеведческий, геологический, зоологический, истории и культуры народов Сибири. Возник в 1893 как поселок строителей железной дороги и моста через р. Обь (неофициальное название Гусевка, в 1895-1903 пос. Новониколаевский).