СНГ: на пути к экономическому союзу
СНГ: на пути к экономическому союзу
Страница 6

Рассмотрение этих закономерностей целесообразно начать с несколько отвлеченной, но на самом деле очень важной и с практической точки зрения области, как терминология, которой мы оперируем. Известно ведь, что выступающие чуть ли не совершенно неразрешимыми разногласия нередко коренятся в объясняющемся разным толкованием коренных терминов взаимонепонимании. Приминительно к нашему предмету рассмотрения представляется важным прежде всего определиться в истолковании таких понятий, как “валютный союз”, “экономический союз”, “экономический и валютный союз”. Раскрыв эти термины, мы лучше разберемся в том, какой из этих союзов государства СНГ стремятся создать в соответствии с Договором об Экономическом союзе.

“Валютный союз” отнюдь не означает обязательного введения единой валюты. Для него достаточно жесткой фиксации обменных курсов.По мнению некоторых специалистов, это - низшая, простейшая форма валютно-экономической интегра-ции: она не предполагает существования единого рынка. В частности, валютный союз существовал до 1979 г. между Великобританией и Ирландией, но отнюдь не привел к интеграции их экономик. С 1922 г. в таком союзе находятся Бельгия и Люксенбург, но вплоть до создания ЕС, куда вступили оба эти государства как учредители, также не требовалось глубокой между ними интеграции.

Валютный союз, следовательно, может позволять странам и валютные ограничения, и запрет на свободу движения капиталов, и таможенные барьеры. Применительно к СНГ такого рода валютный союз представляла собой “старая рублевая зона”, в рамках которой на протяжении 1992 г. сохранялась единая валюта, а расхождения в темпах экономических реформ, направлениях макроэкономической политики, основных экономических показателях (прежде всего - инфляции) компенсировались мерами по защите внутреннего рынка, т.е. созданием прямых административных барьеров. Скорее всего, такой валютный союз в его простейшем виде не отвечает коренным интересам стран СНГ, поскольку не содействует достижению их основной цели - восстановлению единого экономического пространства.

Другое дело - экономический союз. Он означает как существование таможенного союза, так и обеспечение “четырех свобод движения” - товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. образование единого рынка без границ при скоординированной макроэкономической политике. Формирование же единого рынка, как показывает опыт ЕС, неизбежно толкает страны к введению единой валюты. По оценкам экспертов ЕС, преимущества интегрированного экономического пространства могут полностью проявить себя при условии параллельного создания валютного союза. Последний здесь выступает уже не в описанном выше простейшем виде, а как итог усилий по реальной интеграции хозяйственных комплексов, отмене всех барьеров на пути движения факторов производства. Так появляется идея экономического и валютного союза.

Экономический и валютный союз также проходит несколько этапов развития. На первом из них обеспечивается функционирование единого рынка, включая свободу движения капиталов и сокращаются пределы колебаний единиц, усиливается координация макроэкономической политики. На втором этапе координация политики постепенно приводит к сближению основных экономических показателей. И лишь на третьем этапе вводится единая валюта и формируется единый центральный банк.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ОЛОНЕЦ , город (с 1648) в Российской Федерации, Карелия, на р. Олонка (бассейн Ладожского оз.). Железнодорожная станция. 12,2 тыс. жителей (1993). Леспромхоз; производство стройматериалов. Краеведческий музей. Известен с 1137.

ЧИВИЛИХИН Владимир Алексеевич (1928-84) , русский писатель. Нравственно-социальные проблемы в повести "Про Клаву Иванову" (1964), "Елки-моталки" (1965). Тема человека и природы в книге "Шведские остановки" (1974), "По городам и весям" (1976). Роман-эссе о русской истории "Память" (кн. 1-2, 1978-84; Государственная премия СССР, 1982).

ДЖАКОМЕТТИ (Giacometti) Альберто (1901-66) , швейцарский художник. Примыкая к сюрреализму, создал в 1920-30-е гг. свой самобытный стиль, предвосхищающий "новую фигурацию". В его живописи и графике, а также скульптурах доминирует мотив человеческой фигуры, чье трагическое одиночество подчеркнуто удлиненными пропорциями, истонченными до ощущения "призрачной" нематериальности.



Copyright © 2019 www.politicaledu.ru