СНГ: на пути к экономическому союзу
СНГ: на пути к экономическому союзу
Страница 7

Экономический валютный союз в его завершенном виде, следовательно, представляет собой высшую ступень экономической интеграции и предполагает существование единого внутреннего рынка, скоординированной мсакроэкономической политики, единой валюты и единого центрального банка.

Итак, основной закономерностью интеграционного процесса является его постепенное восхождение от зоны свободной торговли через таможенный союз и единый внутренний рынок к валютно-экономическому союзу. Форсирование интеграции, попытки обойти ту или иную ее стадию конрпродуктивны.

Не случайно Маастрихтский договор представляет собой уже третью попытку создания в Западной Европе валютного экономического союза - после потерпевшего крушение в начале 70-х годов “плана Вернера” и так и не реализованной идеи перехода ко второму этапу Европейской валютной системы. Безуспешность первых двух попыток, очевидно, связана с тем, что они предпринимались в условиях, когда не была достигнута непосредственно предшествующая образованию такого союза стадия интеграции - единый внутренний рынок.

Фундаментом Маастрихтского договора выступает программа единого внутреннего рынка, в основных своих элементах завершенная к началу 1993 Г Следовательно, опыт ЕС наглядно свидетельствует: с одной стороны, единый внутренний рынок рождает потребность в форсировании валютной интеграции, а с другой стороны, становится той материальной базой, на которой может строиться полноценный валютно-экономический союз.

Формально Договор об Экономическом союзе исходит из необходимости поэтапного восхождения от таможенного союза к валютному союзу. И экономический союз, который в конечном счете предполагается создать, представляет именно описанный выше экономический и валютный союз.

На практике, к сожалению, заданная Договором логическая схема поэтапного строительства не соблюдалась. Попытки реформировать рублевую зону в условиях, когда не обеспечена предыдущая стадия интеграции, привели эту зону к окончательному краху.

Единое экономическое пространство пока еще не утратило всех своих характеристик. Мы еще сохраняем достаточно высокую степень свободы движения факторов производства. Однако проблема заключается в том, что это единое пространство функционирует в значительной степени “по инерции”, при отсутствии серьезной правовой базы.

Начинать, естественно, необходимо с таможенного союза, так до сих пор и не действующего, несмотря на имеющиеся решения. Что же касается единого рынка, то необходимо, не дожидаясь его окончательного распада, проанализировать имеющиеся здесь проблемы и принять необходимые законодательные акты. Можно обратиться к опыту ЕС.

В середине 80-х годов, когда Европейское экономическое сообщество, традиционно именуемое “Общим рынком” уже существовало почти тридцать лет, анализ стал показывать, что, тем не менее, общего рынка как такового на практике нет. Есть таможенный союз, но сохраняется таможенный досмотр на границах; есть свободное движение граждан по территории, но остается паспортный контроль; и т.д. В итоге страны-члены несут серьезные экономические потери. Изучив проблему, представители ЕС составили перечень практически 300 законодательных актов, которые необходимо принять для устранения, как отмечалось, “физических, техни-ческих и налоговых барьеров” на пути движения товаров, услуг, капиталов и граждан. Это и было положено в основу программы создания единого внутреннего рынка.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

АЗОЛЬСКИЙ Анатолий Алексеевич (р . 1930), русский писатель. Публикуется с 1987, хотя многие произведения написаны раньше. В повестях ("Окурки", 1993; "Берлин - Москва - Берлин", 1994; "Война на море", "Клетка", обе 1996) и романах ("Степан Сергеич", 1987; "Затяжной выстрел", 1988) обращается к социально-нравственным проблемам и коллизиям советской истории. Сборник повестей "Легенда о Травкине" (1990).

СОВЕТЫ РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ , выборные политические организации России. Возникли в ходе Революции 1905-07. Во время Февральской революции 1917 создавались как органы революционной власти. В большинстве случаев образовывались единые Советы рабочих и солдатских депутатов.

ТРАНСВААЛЬ (Transvaal) , провинция ЮАР. 283,9 тыс. км2. Население 7,6 млн. человек (1985). Адм. ц. - Претория. В 1856 африканерами (бурами) на этой территории создана Южно-Африканская Республика (республика Трансвааль). В 1877 аннексирована Великобританией. В 80-е гг. буры получили внутреннее самоуправление. В результате англо-бурской войны 1899-1902 вновь аннексирована Великобританией. С 1910 провинция Южно-Африканского Союза (с 1961 ЮАР).



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru