Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
Страница 15

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в том обществе, где Библия изучается глубоко (настолько, что начинает определять менталитет людей), там наиболее вероятно установление и укрепление института частной собственности и функционирование экономики на ее основе; там же, где Библию не знают, более вероятно установление экономической системы, не базирующейся на частной собственности, и, кроме того, в таком обществе легче прививаются различные философские теории, провозглашающие этот институт вредным.

Страны, где наиболее получили развитие институт частной собственности и соответствующая экономическая система (кстати, именно их обычно называют развитыми и цивилизованными), характерны тем, что во время европейской Реформации 16 - 17 веков в них утвердился протестантизм - направление в христианстве, делающее гораздо больший упор на изучение Библии, нежели остальные два - православие и католичество.

Поэтому в странах, где в результате Реформации победил протестантизм, у людей стало складываться, так сказать, "библейское мировоззрение", и, уже как следствие этого, стали формироваться общественно-политические и экономические структуры, соответствующие ему. По этой причине и институт частной собственности получил наибольшее развитие именно в этих странах.

На взаимосвязь "капитализма" и протестантизма обращал внимание известный историк и философ Макс Вебер. Однако, на мой взгляд, его подход был несколько поверхностным. Он считал, что просто некоторые "элементы" протестантизма способствовали развитию капитализма (вроде того, что кальвинизм "учит" бережливости, накоплению и вкладыванию денег в прибыльные дела и т.п.).

На самом деле все гораздо глубже. Дело не в том, что какие-то элементы протестантизма способствовали развитию "капитализма". Правильнее сказать, что протестантизм стимулировал более внимательное отношение людей к Священному Писанию, что привело к формированию в этих странах у людей библейского менталитета, и уже в результате этого складывались те экономические, социальные и общественно-политические структуры, которые затем разными горе-философами вроде К. Маркса и были названы "капитализмом".

Замечено, что рыночной экономике, основанной на частной собственности, как правило, сопутствует демократическая система государства. Это породило мнение у наших реформаторов, что экономическая система зависит от политической. Именно исходя из этой точки зрения, М. Горбачев не стал дожидаться плодов проводимой им экономической реформы (вспомним "закон о кооперации", об ИТД и т.д.), а быстро перешел к реформе политической системы в 1988 - 1989 гг., очевидно, полагая, что одна реформа "подстегнет" другую. Китайцы, однако, прекрасно продемонстрировали, что экономическая система весьма мало зависит от политической, а, скорее зависит от конкретной воли политиков: они сохранили власть компартии, но при этом увеличили долю частной собственности в экономике страны. Это лишний раз подтверждает, что любая "система" не является чем-то независимо или "объективно" разви- вающимся, а зависит от конкретной воли людей.

Итак, политическая система вовсе не определяет экономическую: и то, и другое есть следствие определенных мировоззренческих установок. Как мы уже убедились, "рыночная" или "свободная" экономическая система, основанная на институте частной собственности, всегда скорее возникает в странах с "библейским менталитетом". И, как известно, для этих же стран характерна демократия в политической системе. Таким образом, библейский менталитет влияет не только на экономическую систему, но и на политическую.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19

КАДЫРИ Абдулла (псевдоним Джулкунбай) (1894-1940) , узбекский писатель. Романы "Минувшие дни" (1925) и "Скорпион из алтаря" (1929) посвящены жизни узбеков в 19 в., повесть "Абид-Кетмень" (1935) - коллективизации. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

ИЗНАСИЛОВАНИЕ , половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Российское уголовное право предусматривает суровое наказание за изнасилование, вплоть до смертной казни (при отягчающих обстоятельствах).

ФРАНКО БААМОНДЕ (Franco Bahamonde) Франсиско (14 декабря 1892 , Элль-Ферроль - 20 ноября 1975, Мадрид), глава (каудильо) правительства Испании (1939-75). Военная карьераФранко окончил пехотное военное училище в Толедо. Добровольно принял участие в кампании в Испанском Марокко (1909-12). В 1915 стал самым молодым капитаном в испанской армии. В 1923 в чине подполковника стал командиром иностранного добровольческого легиона "Терсио". В том же году вступил в брак с Кармен Поло; "посаженным отцом" на свадьбе был король Альфонс XIII. С 1926 - бригадный генерал, с 1927 - начальник Высшей военной академии генерального штаба. Провозглашение в Испании республики (1931) прервало стремительную военную карьеру. Академия была закрыта, а Франко понижен в должности. После победы правоцентристской коалиции Франко стал генералом (1934), а затем начальником генерального штаба.Гражданская войнаПосле победы в феврале 1936 Народного фронта Франко стал ключевой фигурой антиправительственного заговора. 17 июля 1936 в Марокко вспыхнул мятеж, который охватил все гарнизоны Испании и перерос в Гражданскую войну в Испании 1936-39. В тревожной атмосфере предвоенной Европы произошла интернационализация конфликта. Франко обратился к А. Гитлеру и Б. Муссолини за помощью. Берлин и Рим направили Франко войска и вооружение, что во многом предопределило победу мятежников. В августе 1936 Франко добился поста главнокомандующего, звания генералиссимуса и главы правительства. В апреле 1937 , следуя настоятельным рекомендациям Берлина, он слил фалангу с монархическими группами и возглавил "Испанскую традиционалистскую фалангу" (см. Испанская фаланга). 1 апреля 1939 братоубийственная гражданская война завершилась поражением республики. Декрет от 8 августа 1939 подтвердил неограниченные полномочия Франко в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Он был провозглашен пожизненным главой испанского государства.Внешняя и внутренняя политика Франко4 сентября 1939 Франко подписал декрет о нейтралитете, который Испания сохранила до конца войны. Несмотря на давление Берлина, диктатор отказался объявить войну Советскому Союзу, ограничившись посылкой "голубой дивизии". После победы антигитлеровской коалиции Испания не была принята в ООН. Международная изоляция и экономическая блокада подтолкнули Франко к реформированию режима. 26 июля 1947 он подписал "Закон о наследовании поста главы государства", согласно которому Испания объявлялась монархией. Однако королевство оказалось без короля: главой государства по-прежнему оставался Франко, признававший ответственность только перед Богом и историей. И только 23 июня 1969 Франко назначил, а кортесы утвердили принца Хуана Карлоса де Бурбон (Хуана Карлоса I), внука Альфонса XIII, будущим королем Испании.После принятия в 1955 Испании в ООН постепенно началась модернизация страны. В 1957 Франко дал согласие на передачу контроля над экономикой технократам, сторонникам отказа от автаркии (изоляционизма). Получив кредиты от международных организаций, Испания в 1959 приняла "План экономической стабилизации", ослабивший административный контроль над экономикой. Был открыт широкий доступ иностранному капиталу, песета стала свободно конвертируемой валютой. Франко бдительно следил, чтобы либерализация относилась только к сфере экономики и отвергал демократизацию политической и социальной жизни общества. До самой смерти Франко Испания оставалась авторитарным государством.Литература:Пожарская С. П. Генералиссимус Франко и его время // Новая и новейшая история. 1990. № 6. С. 164-85.Моntalban M. V. Autobiografia del general Franko. Barcelona, 1992.Preston P. Franko. New York, 1994.C. П. Пожарская



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru