Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
Страница 15

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в том обществе, где Библия изучается глубоко (настолько, что начинает определять менталитет людей), там наиболее вероятно установление и укрепление института частной собственности и функционирование экономики на ее основе; там же, где Библию не знают, более вероятно установление экономической системы, не базирующейся на частной собственности, и, кроме того, в таком обществе легче прививаются различные философские теории, провозглашающие этот институт вредным.

Страны, где наиболее получили развитие институт частной собственности и соответствующая экономическая система (кстати, именно их обычно называют развитыми и цивилизованными), характерны тем, что во время европейской Реформации 16 - 17 веков в них утвердился протестантизм - направление в христианстве, делающее гораздо больший упор на изучение Библии, нежели остальные два - православие и католичество.

Поэтому в странах, где в результате Реформации победил протестантизм, у людей стало складываться, так сказать, "библейское мировоззрение", и, уже как следствие этого, стали формироваться общественно-политические и экономические структуры, соответствующие ему. По этой причине и институт частной собственности получил наибольшее развитие именно в этих странах.

На взаимосвязь "капитализма" и протестантизма обращал внимание известный историк и философ Макс Вебер. Однако, на мой взгляд, его подход был несколько поверхностным. Он считал, что просто некоторые "элементы" протестантизма способствовали развитию капитализма (вроде того, что кальвинизм "учит" бережливости, накоплению и вкладыванию денег в прибыльные дела и т.п.).

На самом деле все гораздо глубже. Дело не в том, что какие-то элементы протестантизма способствовали развитию "капитализма". Правильнее сказать, что протестантизм стимулировал более внимательное отношение людей к Священному Писанию, что привело к формированию в этих странах у людей библейского менталитета, и уже в результате этого складывались те экономические, социальные и общественно-политические структуры, которые затем разными горе-философами вроде К. Маркса и были названы "капитализмом".

Замечено, что рыночной экономике, основанной на частной собственности, как правило, сопутствует демократическая система государства. Это породило мнение у наших реформаторов, что экономическая система зависит от политической. Именно исходя из этой точки зрения, М. Горбачев не стал дожидаться плодов проводимой им экономической реформы (вспомним "закон о кооперации", об ИТД и т.д.), а быстро перешел к реформе политической системы в 1988 - 1989 гг., очевидно, полагая, что одна реформа "подстегнет" другую. Китайцы, однако, прекрасно продемонстрировали, что экономическая система весьма мало зависит от политической, а, скорее зависит от конкретной воли политиков: они сохранили власть компартии, но при этом увеличили долю частной собственности в экономике страны. Это лишний раз подтверждает, что любая "система" не является чем-то независимо или "объективно" разви- вающимся, а зависит от конкретной воли людей.

Итак, политическая система вовсе не определяет экономическую: и то, и другое есть следствие определенных мировоззренческих установок. Как мы уже убедились, "рыночная" или "свободная" экономическая система, основанная на институте частной собственности, всегда скорее возникает в странах с "библейским менталитетом". И, как известно, для этих же стран характерна демократия в политической системе. Таким образом, библейский менталитет влияет не только на экономическую систему, но и на политическую.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19

РУМЯНЦЕВ Сергей Петрович (1755-1838) , граф, российский государственный деятель. Сын П. А. Румянцева-Задунайского. Член Российской академии (1828). В 1786-94 посол в Пруссии и Швеции. В 1797-99 министр уделов. В 1802 и с 1805 член Государственного совета. Инициатор указа о вольных хлебопашцах.

МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич (р . 1927), российский кинорежиссер. Поставил фильмы: "Женя, Женечка и "катюша" (1967), "Белое солнце пустыни" (1970), "Звезда пленительного счастья" (1975), "Несут меня кони" (1995) и др.

ЦЫБУЛЬСКИЙ Наполеон (Никодим) Осипович (1854-1919) , российский физиолог, профессор (1885). С 1885 в Польше. Разработал методы исследования и приборы, позволяющие определить скорость движения и массу крови в различных органах и сосудах. Одним из первых применил (1880) внутривенное вливание солевых растворов и обнаружил (1894) физиологическое действие экстрактов надпочечников - адреналина и адреналиноподобных веществ.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru