И именно все это мы и можем наблюдать в России, особенно за последние два века. Как только реформаторы (вспомним Александра II) слегка отпускали государственную "узду", народ, вместо того, чтобы воспользоваться на благо себе предоставляемой ему свободой, начинал "бурлить", рождать революционеров, терроризировать государственных деятелей, - и отнюдь не становился достойнее и цивилизованнее. Кончалось это, как правило, так называемой "реакцией", - когда государству приходилось снова усиливать режим вмешательства в дела общества. Когда же Николай II отрекся от престола и к власти пришли либералы, давшие обществу экономические и политические свободы, то . почему-то, например, крестьяне воспользовались неожиданной свободой следующим образом: вместо того, чтобы работать теперь на себя, для блага своих семей и жить достойнее и лучше, они бросились громить и жечь помещичьи усадьбы! В стране начался невообразимый развал, суды не работали, исполнительная власть была парализована, и остановить этот беспредел смогла, к сожалению, лишь группировка, которая исповедовала марксистскую философию, - что и привело к такому большому кровопролитию. Ремонт малярного оборудования выполняем обслуживание и Ремонт технобытсервис.рф.
Но есть ли вообще выход, есть ли какой-либо способ "избавления" от тоталитарности или авторитарности государства? Конечно, есть, но, чтобы его определить, нужно, как советовал Козьма Прутков, "зрить в корень".
Ведь, как мы уяснили, авторитарность государства есть следствие наличия зла в обществе. Причина - зло в обществе, следствие - авторитаризм государства. Чтобы не было следствия, нужно, чтобы не было породившей его причины. Если удастся каким-то образом уменьшить количество зла в обществе, то государству уже не будет необходимости в такой степени вмешиваться в дела общества, и тем самым возникнет объективная предпосылка для уменьшения степени его деспотичности, что, собственно говоря, мы и хотим.
Но в каком случае люди в масштабах страны могут перестать делать зло, или, по крайней мере, меньше его делать? Известно с незапамятных времен, что человек перестает делать зло только в двух случаях: либо, когда он боится наказания от людей (от государства), либо, когда он "боится Бога". Однако, первый вариант - это как раз и есть "равновесие" между авторитарным государством и стремящимся делать зло человеком. Нас же интересует вариант, когда человек сам, добровольно, исходя, так сказать, из своих убеждений, отказывается делать зло, - вследствие чего необходимость во вмешательстве в его дела отпадает сама собой, - а это возможно как раз только при втором варианте, - когда он перестает делать зло, потому что верит в Бога, который, как известно, за зло наказывает. Причем, Бог, в отличие от самого-самого тоталитарного государства, "всевидящ" - поэтому, когда люди начинают верить в Него, они перестают делать зло в самых разных сферах деятельности - тем самым предоставляя все большие возможности для развития свободы и демократии в государстве. И, наоборот, "если Бога нет, то все позволено" (по выражению Достоевского), то есть неверующий человек будет стремиться делать зло в тех областях, которые государство еще не контролирует и этим будет как бы "вынуждать" его вмешиваться в данные области; иначе говоря, он будет все время способствовать росту авторитарности государства.
ЯСАЧНАЯ , река на северо-востоке России, в Магаданской обл. и Якутии, левый приток Колымы. 490 км, площадь бассейна 35,9 тыс. км2.
ЛАПТИ , плетеная обувь из лыка или бересты; до сер. 19 в. - основной вид крестьянской обуви в России.
ЯНСЕН (Janssen) Иоганн (1829-91) , немецкий историк католического направления. Главные труды "История немецкого народа с конца средневековья". Отрицал социальные и политические предпосылки Реформации и Крестьянской войны 1524-1526.