Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
Страница 12

На Западе же институт частной собственности достаточно естественен. Там никогда не приходилось через такие муки, как у нас, его насаждать. И опять же, повторю, что на Западе никто никогда не строил так называемый "капитализм". Там он возник, так сказать, "естественным образом".

Но "возник естественным образом" - это и означает, что он сформировался как следствие определенного менталитета людей. И тот факт, что институт частной собственности с таким трудом прививался у нас и не сформировался естественным путем, говорит о том, что у нас был другой менталитет.

Здесь, казалось бы, напрашивается славянофильский ответ об особенности и специфичности русского народа. На самом же деле существует совершенно четкий ответ вне дилеммы западничества - славянофильства. Философы и того, и другого направления ошибались - каждый, конечно, по-своему.

Если говорить упрощенно, западничество подразумевает, что менталитеты разных народов примерно одинаковы; по крайней мере, они не настолько различаются, чтобы не могла привиться иная система. Поэтому, если какой-нибудь народ более цивилизован, то они объясняют это более "передовой" системой, которую можно "привить" другому народу, и тот в результате также станет более цивилизованным.

Их ошибка в том, что они не задаются вопросом: а откуда взялась у этого более цивилизованного народа его более "передовая" система? Почему у англичан и голландцев "возник" "капитализм", а у индейцев Огненной Земли и у папуасов Новой Гвинеи остался "первобытнообщинный" строй? Если западники и задаются таким вопросом, то отвечают на него примерно так: "системы" возникают у народов случайно, так сказать, "методом проб и ошибок". То есть, случайно у какого-либо народа образуется вдруг "передовая" система, которая делает данный народ более цивилизованным, и тогда остальным народам надо просто постараться и у себя "построить" такую же "передовую" систему.

Это представление западников о случайности возникновения более "передовой" системы и есть одно из самых главных их заблуждений.

Славянофильство же, наоборот, считает, что менталитеты народов настолько отличаются, что невозможно привить систему, сформировавшуюся в одном государстве и, так сказать, "пригодную" для одного народа, другому народу. Однако, они допускают другую ошибку: менталитету какого-либо народа (конкретно, славянам) они придают какую-то особую, отличную от других народов ценность. Скажем, они утверждают, что русскому народу присуще "чувство коллективизма", но не задаются вопросом: а хорошо это или плохо? Коллективизм - это порок или добродетель? Для них менталитет данного народа ценен сам по себе.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

ЭРОС (Эрот) , малая планета (№433), диаметр ок. 20 км, открыта Г. Виттом (Германия, 1898). Расстояние Эроса от Солнца изменяется от 1,1 до 1,8 а. е., период обращения 1,76 года. Изучение движения Эроса позволило уточнить параллакс Солнца и значение астрономической единицы.

ВЕРЕЙСКО-БЕЛОЗЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО , удел Московского великого княжества в 1432-86.

КВИТКО Лев Моисеевич (1890-1952) , еврейский поэт (СССР). Писал на идише. Лирические стихи; поэма "Красная буря" (1918), роман в стихах "Годы молодые" (1941) о революционных событиях 1918. Сборники стихов для детей. Репрессирован (см. "Еврейского антифашистского комитета" дело); реабилитирован посмертно.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru