Роль СМИ в избирательных кампаниях 1999-2000 гг.
Роль СМИ в избирательных кампаниях 1999-2000 гг.
Страница 1

Введение

В становлении гражданского общества исключительную роль играют средства массовой информации.

В. Путин

Данное исследование посвящено положению российских средств массовой информации в переломный для них момент. Выборы 1999 и 2000 гг. подвели определенный итог под более чем десятилетней историей раз­вития отечественных СМИ.

Ситуация со средствами массовой информации в России в конце де­вяностых годов двадцатого века охарактеризовалась как переходная[1].

Постепенно уходили в прошлое государственный патернализм и со­пряженные с ним диктат и цензура. Как писал в 1999 году исследователь прессы Михаил Федотов[2], на смену плотной опеке пришло безразличие государства; одновременно наблюдалось пре­вращение независимых СМИ в инструмент политического влияния финан­сово-промышленных групп, а объективное информирование – в целена­правленное манипулирование общественным сознанием либо в тривиаль­ное замусоривание информационной среды.

В экономическом плане мы могли наблюдать смену государственно-партийной монополии сначала “натуральным хозяйством” редакций, а за­тем олигархическим капиталом. Убыточность инвестиций в печатную прессу, а также в электронные СМИ окупалась обретаемым через нее по­литическим влиянием.

Все эти крайне негативные явления особенно ярко проявились во время последней кампании по выборам в Государственную думу, а также (менее ярко – по причинам, которые будут изложены ниже) во время ко­роткой, “скомканной” президентской кампании. Именно в 1999-2000 годах российские СМИ продемонстрировали свои лучшие и худшие качества, и, кроме того, сами послужили неплохим индикатором, отражающим поло­жение дел в стране. Как выразился В. Путин, “какое общество, какая власть – такая у нас и журналистика”[3].

8 июля 2000 года в своем первом послании к Федеральному собра­нию Российской федерации новый президент посвятил немало времени положению российских СМИ. Затронув вопрос цензуры, Путин подчерк­нул, что она бывает не только государственной, а вмешательство в редак­ционную политику – не только административным. Среди главных про­блем СМИ в стране Путин назвал “экономическую неэффективность зна­чительной части средств массовой информации”, которая “делает их зави­симыми от коммерческих и политических интересов хозяев и спонсоров, позволяет использовать СМИ для сведения счетов с конкурентами, а иногда - даже превращать их в средства массовой дезинформации, средства борьбы с государством”.

Нет ни малейших сомнений в том, что текст данного выступления писался во многом под впечатлением от последних двух избирательных кампа­ний, прошедших под аккомпанемент информационных войн.

“Мы обязаны гарантировать журналистам реальную, а не показную свободу, создать в стране правовые и экономические условия для цивилизованного информационного бизнеса”, - сказал российский президент, чей приход к власти стал возможен исключительно благодаря поддержке средств массовой информации. Между тем, по словам В. Путина, “без действительно свободных СМИ российской демократии просто не выжить, а гражданского общества - не создать”.

К сожалению, констатировал Путин, пока не удалось выработать четкие демократические правила, гарантирующие подлинную независимость "четвертой власти".

Со всем сказанным президентом трудно не согласиться. Рассмотрев положение российских СМИ в последние годы и их деятельность во время выборов, мы сможем увидеть весьма любопытную с исследовательской точки зрения, хотя и не радостную картину.

Страницы: 1 2 3 4 5

ИОАСАФ Индийский (4 в .), по преданию, индийский царевич, сын Авенира; ученик преподобного Варлаама, после смерти которого подвизался в его пещере. Память в Православной церкви 19 ноября (2 декабря).

НИКЕЛЬ (лат . Niccolum), Ni, химический элемент VIII группы периодической системы, атомный номер 28, атомная масса 58,69. Название от немецкого Nickel - имя злого духа, якобы мешавшего горнякам. Серебристо-белый металл; плотность 8,90 г/см3, tпл 1455 °С; ферромагнитен (точка Кюри 358 °С). Очень стоек к действию воздуха, воды. Основные минералы - никелин, миллерит, пентландит. Ок. 80% никеля идет на никелевые сплавы. Применяют также для производства аккумуляторов, химической аппаратуры, для антикоррозионных покрытий (никелирование), как катализатор многих химических процессов.

ОРЕАДЫ (от греч . horos - гора), в греческой мифологии нимфы гор. Могли называться также по горам, где они обитали, - Киферонидами, Пелиадами и т. д.



Copyright © 2019 www.politicaledu.ru