Роль силы в ненасильственной борьбе
Роль силы в ненасильственной борьбе
Страница 1

Теория ненасилия

Термин ненасилие в последнее время становится всё более и более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики ; без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё чаще встречается в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих социальных и политических событий . Причин этому достаточно . Помимо ужаса перед творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием , помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо авторитета мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются идеи и практика ненасилия , да и просто человеческой привлекательности философии ненасилия , в быстром принятии слова ’’ненасилие’’ и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от привычных слов , с помощью которых принято выражать возвышенные этические идеи .

Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех народов . Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать , формой общественного развития , а наряду с этим существовали упования на ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на уровне индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии , пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный материал для обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию , и по Деяниям Апостолов известно , что раннехристианская социально-этическая доктрина , имея в качестве одного из краеугольных камней заповедь ненасилия , вполне допускала из прагматических соображений насилие в отношении ярых противников истинной веры или вероотступников . Только благодаря реформаторству Л.В. Толстого заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела тот смысл , который мы стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не противься злу насилием ‘’,и это - одна из ряда возможных интерпретаций евангельской заповеди .

В каждой культуре существуют две альтернативы : одна - ориентация на насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных культурах указанная альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой идеи в культурах Востока , Запада и России.

Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость , полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей составляет единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан-цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и даже такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место среди них . Все люди - мои братья и сёстры , все существа - мои друзья ’’ . Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому является индийский джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из джайнского канона наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно избиению , ранению и убийству слепого . Зная это , человек не должен грешить против земли или позволять другим делать это . Человек , который воздерживается от причинения вреда даже ветру , знает о страданиях всех живых существ . Тот , кто знает , что плохо для него самого , знает , что плохо для других , и наоборот . ‘’

Страницы: 1 2 3 4 5

ИСАЕВ Александр Сергеевич (р . 1931), российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984). Труды по биогеоценологии леса, лесной энтомологии.

ЗЕМЛЯЧЕСТВО , в России различные объединения лиц, уроженцев одного города, уезда, губернии (студентов, обучавшихся в одном вузе или городе, солдат одной части и др.).

ОКОНТУРИВАНИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ , в геологии - построение контуров и определение границ месторождений, залежей полезных ископаемых, участков с различным качеством минерального сырья и горно-геологическими условиями по данным геологического изучения для рациональной отработки.



Copyright © 2017 www.politicaledu.ru