Роль силы в ненасильственной борьбе
Роль силы в ненасильственной борьбе
Страница 1

Теория ненасилия

Термин ненасилие в последнее время становится всё более и более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики ; без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё чаще встречается в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих социальных и политических событий . Причин этому достаточно . Помимо ужаса перед творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием , помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо авторитета мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются идеи и практика ненасилия , да и просто человеческой привлекательности философии ненасилия , в быстром принятии слова ’’ненасилие’’ и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от привычных слов , с помощью которых принято выражать возвышенные этические идеи .

Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех народов . Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать , формой общественного развития , а наряду с этим существовали упования на ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на уровне индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии , пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный материал для обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию , и по Деяниям Апостолов известно , что раннехристианская социально-этическая доктрина , имея в качестве одного из краеугольных камней заповедь ненасилия , вполне допускала из прагматических соображений насилие в отношении ярых противников истинной веры или вероотступников . Только благодаря реформаторству Л.В. Толстого заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела тот смысл , который мы стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не противься злу насилием ‘’,и это - одна из ряда возможных интерпретаций евангельской заповеди .

В каждой культуре существуют две альтернативы : одна - ориентация на насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных культурах указанная альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой идеи в культурах Востока , Запада и России.

Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость , полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей составляет единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан-цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и даже такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место среди них . Все люди - мои братья и сёстры , все существа - мои друзья ’’ . Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому является индийский джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из джайнского канона наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно избиению , ранению и убийству слепого . Зная это , человек не должен грешить против земли или позволять другим делать это . Человек , который воздерживается от причинения вреда даже ветру , знает о страданиях всех живых существ . Тот , кто знает , что плохо для него самого , знает , что плохо для других , и наоборот . ‘’

Страницы: 1 2 3 4 5

БАЛЬТАР (Baltard) Виктор (1805-74) , французский архитектор, представитель неоклассицизма. Впервые применил металлостеклянные перекрытия зонтичного типа для павильонов рынка "Чрево Парижа" (1845-70). Занимался также реставрацией парижских церквей.

ЗАГРОС , система параллельных хребтов в Иране, на юго-западе Иранского нагорья. Длина ок. 1600 км, ширина 200-300 км. Высота до 4548 м (г. Зердкух). Горные пустыни, на северо-западе - кустарники и редколесья.

ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ (соколообразные) , отряд птиц. Длина тела от 15 см (сокол-крошка) до 110 см (кондоры). У всех видов крепкий, загнутый крючком клюв. 5 семейств: американские грифы или кондоры, соколиные, ястребиные, секретари (1 вид) и скопиные (1 вид); ок. 290 видов, в России ок. 50 видов. Численность многих видов сокращается. Охраняются.



Copyright © 2020 www.politicaledu.ru