Н. Макиавелли в «Государстве» неоднократно провозглашал : « Государь по возможности не должен избегать добра, но и удаляться от зла».
Государь должен уметь по необходимости пользоваться то добром, то злом. Нельзя расположить к себе людей пользуясь одним добром. Они должны не только любить и доверять государю, но и бояться его.
Если государь руководствуется только злом, то народ буде бояться его, восставать против него и стараться свергнуть. Государь не будет уверен в своих подданных, не сможет на них положится.
Народ должен чувствовать в государе своего защитника. Если государь будет угнетать народ, то между ними не может быть и речи о какой-либо дружбе. У народа будет накапливаться обиды, не будет никакого доверия.
Если у народа плохое мнение о новом государе, то он может, делая кое-какие добродетели, изменить это мнение в лучшую сторону. Со временем доброе забываеться и , поэтому, его нужно делать порциями и понемногу, чтобы не баловать людей или, наоборот, не угнетать.
У государя должно быть много положительных качеств. Люди ждут от него щедрости, сострадательности, целомудренности, твердости духа. Но он не может всем этим обладать, хотя бы по той причине, что он человек, а человек не бывает без недостатков.
Люди верят тому, что видят и поэтому государю не нужно обладать всеми этими качествами, а лишь производить впечатление такового. Иногда, конечно, надо и быть таким, но в случае необходимости применять и жестокость, и скупость, и даже вероломство, когда это необходимо.
Государь часто не может исполнить всего, что от него ждут и, чтобы сохранить государство ему приходиться «идти против своего слова, против милосердия , доброты и бдагочестия.» Он должен быть всегда готов перейти по необходимости от добра ко злу и наоборот. Тогда он сохранит государство, удержит и защитит народ.
Если государь делает только добро, он все равно не может быть увереным в своих подданных, потому что они не благодарны и не постоянны. Сегодня они будут носить государя на руках и обещать отдать за него жизнь, а завтра когда в этом будет необходимость, тут же отвернутся от него. Для государя надёжнее держать народ в страхе, но не переуседрдствовать. Главное, чтобы не вызвать ненависть.
ЭФИОПСКАЯ РАСА , занимает промежуточное положение между европеоидной и экваториальной (негро-австралоидной) расой. Характерны волнистые волосы, темная кожа, умеренный или слабый рост бороды, узкий выступающий нос, узкое лицо, долихокефалия. Распространена на северо-востоке Африки (Эфиопия, Сомали).
РАБОТНЫЕ ЛЮДИ , в России 17 - 1-й пол. 19 вв. общее название рабочих на промыслах и в промышленности (крепостные крестьяне-отходники, посессионные и вольные наемные работники).
АРИОВИСТ (Ariovistus) (1 в . до н. э.), вождь германского племени свевов. Попытки Ариовиста укрепиться на территории Галии привели к столкновению с галлами и войне с Римом. Ок. 58 до н. э. разбит Цезарем.