Помеченная июнем 1855 г., она была напечатана в 1857 г. А.И. Герценом в Лондоне. Это был естественный путь всех толковых «записок»: в конце концов они находили издателя за границей. Подчеркнем еще раз время написания этого сочинения: 1855 год, июнь. Все еще взволнованы неожиданной смертью Николая I, еще только осмеливаются выговориться, назвать по имени то, что вызывает наибольшую тревогу и недовольство. Словом, самые лучшие люди России еще застряли на стадии вопроса «кто виноват?». А Чичерин уже размышляет над следующим, гораздо более важным, - «что делать?». В «Современных задачах» он разъясняет российскому обществу, что его «лозунгом» должен стать либерализм, что в этой доктрине заключена «вся будущность» России, ключ к излечению и развитию. Сказав, что либерализм должен исповедовать всякий «образованный и здравомыслящий человек», автор «записки» сначала растолковывает самое существо этой идеологии, основанной на понятии «свобода», и уже тогда, когда свобода казалась чем-то весьма далеким, предупреждает, что либеральная идеология предусматривает не безбрежную свободу, а свободу «ограниченную», поставленную в строгие рамки. В этом был весь Чичерин, который потом разошелся со многими коллегами и знакомыми из-за того, что никогда не поддерживал радикализм, попытки решить дело массовыми выступлениями, не говоря уже о насилии. И в этой же работе он разворачивает целую программу преобразований, которая и для государственных деятелей в то время была более чем неопределенной. Он назвал: освобождение крестьян, свободу общественного мнения, печати, преподавания, публичность правительственной деятельности и судопроизводства.
Начиная с 1856-1857 гг. возможности российской публицистики сильно расширяются за счет возникновения новых и преобразования старых журналов, открывающих общественно-политические разделы. И Чичерин сразу же включается в деятельность развивающейся российской журналистики. Это еще одно из поприщ, на котором он всю жизнь выступает. Считая задачей образованного, а тем более исповедующего либеральные идеи человека помощь реформаторскому правительству, он участвует в политике реформ своим словом и убеждением. Одна из его стойких и заветных идей состояла в том, что реформы должны проводиться сверху, сильной властью, не допускающей ни перехлестов, ни беспорядков.
Эта его напряженная публицистическая деятельность вовсе не оборвала его научной работы: в 1861- 1868 гг. он преподает в Московском университете читает лекции тогдашнему наследнику престола, издает большое исследование «О народном представительстве». Об этой работе, всего лишь одной из многих, стоит сказать особо. Споры о том, должна ли Россия вводить конституцию и когда, разом или поэтапно, начались давно, но когда Александр II проявил преобразовательные намерения, они возобновились с новой силой и уже как бы на реальной почве. Чичерин, рассмотрев все за и против народного представительства, все его особенности, модификации, хотел подвести читателя к заветной мысли о преимуществах конституционной монархии перед самодержавной, о неизбежности создания в России института народных представителей, но! - в будущем. Общество и монархия, По его мнению, должны созреть для сотрудничества.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО , вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий и лиц. Первые документальные съемки провели бр. Люмьер в 1895 (Франция). Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до философского обобщения в своих произведениях: Р. Флаэрти (США), Й. Ивенс (Голландия), Дж. Грирсон (Великобритания), Д. Вертов, Л. В. Кулешов, Э. И. Шуб (СССР). В историю киноискусства вошли документальные ленты советских режиссеров Р. Л. Кармена "Повесть о нефтяниках Каспия" (1953), М. И. Ромма "Обыкновенный фашизм" (1966), 20-серийный фильм "Великая Отечественная" (коллектив авторов, 1979; в США шел под названием "Неизвестная война"), в 80-е гг. этапным для кинодокументалистов стал фильм латышского режиссера Ю. Подниекса "Легко ли быть молодым?" (1987).
МОРА Ференц (1879-1934) , венгерский писатель. В повести "Воскрешение Ганнибала" (1924) иронически изображен режим М. Хорти. Антивоенный роман "Песня пшеничных полей" (1927); исторический роман "Золотой саркофаг" (1932), направленный против надвигавшегося фашизма. Стихи, рассказы.
ФЛАНЕЦ (от нем . Flansch), соединительная часть труб, резервуаров, валов и др., выполняемая, как правило, заодно с основной деталью; обычно плоское кольцо или диск с отверстиями под болты или шпильки. Обеспечивает герметичность или (и) прочность соединения.