Еще летом 1970 года у Хрущева произошел первый сердечный приступ, и он на несколько недель попал в больницу. В сентябре 1971 года Никита Сергеевич навестил дочь Раду и зятя Аджубея. Во время прогулки по лесу Хрущеву стало плохо, и он уехал в свой дом в Петрово-Дальнем. Сердечный приступ не проходил, и родные по настоянию врачей положили Никиту Сергеевича в больницу. Днем 11 сентября 1971 года Хрущев умер, ему шел 78-й год.
Лишь утром 13 сентября, в день похорон, в «Правде» появилось краткое сообщение: «Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР с прискорбием извещают, что 11 сентября 1971 года, после тяжелой, продолжительной болезни на 78 году жизни скончался бывший Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР, персональный пенсионер Никита Сергеевич Хрущев».
По просьбе Сергея Хрущева, сына Никиты Сергеевича, Эрнст Неизвестный согласился сделать надгробие на могиле Хрущева. Созданный памятник на могиле Хрущева - бронзовая голова на фоне белого и черного мрамора - удачно символизирует противоречивость «оттепели» и ее главного героя.[19]
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Свое предназначение Хрущев видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. Он не раз говорил об этом, как о главной цели своей деятельности. Главная заслуга Хрущева состоит в том, что он сокрушил культ личности Сталина. Мужественное решение о реабилитации многих коммунистов и беспартийных, подвергшихся репрессиям и казням в период культа личности, восстановила справедливость, истину и честь в жизни партии и государства.
Жажда новизны, деятельный характер были органическими чертами Хрущева. Во времена Хрущева положено начало перелому в развитии сельского хозяйства - повышены закупочные цены, резко уменьшено бремя налогов, стали применяться новые технологии. Спорное решение об освоении целины при всех недостатках, сыграло определенную роль в обеспечении населения продовольствием. Хрущев пытался повернуть деревню к зарубежному опыту первой сельскохозяйственной революции. И даже его увлечение кукурузой было продиктовано благими намерениями, хотя и сопровождалось некоторыми крайностями. Роковыми ошибками Хрущева в сельском хозяйстве стали гигантомания в деревне и в особенности грубейшая ошибка в сокращении приусадебных хозяйств. Создание совнархозов, интенсивное жилищное строительство, техническое перевооружение промышленности, паспортная система в деревне, пенсионное обеспечение крестьян, повышение зарплаты низкооплачиваемым категориям трудящихся. Подготовка новой Программы партии, обновление основных законов, изменение принципов и стиля отношений с Западом. И даже знаменитая эпопея с кукурузой . Во всем отражался поиск своих путей и решений, его неуемный общественный темперамент. Хрущевское время было пропитано духом возрождения, хотя процесс этот и носил явную печаль прошлой эпохи, был противоречивым и нередко малоэффективным.
С именем Хрущева в то же время связаны крупнейшие достижения в области науки и техники, позволяющие создать фундамент для достижения стратегического паритета. Полет Ю.А.Гагарина в космос яркое доказательство того, что СССР в то время занимал ведущее место в авиакосмической промышленности, в чем также есть некоторая заслуга Хрущева. Мирное сосуществование, провозглашенное на XX съезде КПСС, после потрясений в период Карибского кризиса, становилось все более прочной платформой для согласований и деловых компромиссов с Западом.
Хрущев - человек острого политического ума. Смелый и деятельный Хрущев не устоял перед соблазном воспевания собственной личности. Никита Хрущев стал жертвой собственного нрава, а не только жертвой среды. Торопливость, скоропалительность, эмоциональность были непреодолимыми его чертами.
ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena) , Эригена (Erigena) (ок. 810 - ок. 877), философ, ирландец по происхождению; с нач. 840-х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык "Ареопагитики"). В главном сочинении "О разделении природы", проникнутом сильными пантеистическими тенденциями, выделял природу "творящую и не сотворенную" (бог), "сотворенную и творящую" (божественные идеи), "сотворенную и не творящую" (единичные вещи), "не сотворенную и не творящую" (бог как конечная цель мирового процесса). Идеи Иоанна Скота Эриугена были осуждены в 13 в. как еретические.
ЖУКОВА (Зевакина) Мария Семеновна (1805-55) , русская писательница. В повестях ("Самопожертвование", 1840; "Дача на петергофской дороге", 1845; "Наденька", 1853; сборник "Вечера на Карповке", 1837-38) - романтические сюжетные коллизии, перипетии женских судеб, часто окрашенные собственным опытом автора. Путевые заметки "Очерки южной Франции и Ниццы" (1844).
КРАЕВИКИ , то же, что ромбовики.