Хозяйственный механизм античного рабства
Хозяйственный механизм античного рабства
Страница 30

Именно в период функционирования наиболее зрелых форм данной формации, классической стадии рабства формируется основное классовое противоречие, но и оно находится не в статическом состоянии, а выступает как необходимое проявление всей классовой структуры, т.е. выражает главный антагонизм, несмотря на все попытки государственных институтов локализировать и обезвредить его разрушительные воздействия. Вот почему, сколь бы ни были сильны и многочисленны восстания, и сколько бы ни наносили они чувствительных ударов по социально-политической системе, они не только не могут ее опрокинуть, но и как бы совершенствуют эту систему, показывая господствующему классу ее слабые места. Во всяком случае восстания основного угнетенного класса-производителя, вспыхивающие в классической стадии рабства, — определяет нормальное функционирование всей системы.

Классическое рабство как структурообразующее начало всей классической стадии рабовладельческой формации сложилось в Риме в начале II в. до н.э. - II в. н.э., т.е. до конца классической стадии. Классическое рабство в Древнем Риме прошло две основные стадии.

Рим в III в. был буквально потрясен сильнейшим кризисом, охватившим экономику, общественные отношения, государственность и даже культуру. Рабовладельческое общество и государство буквально стояли грани гибели. Однако рабовладельческая система еще не изжила всех своих внутренних возможностей. Поэтому на рубеже III - IV вв. римское общество и государство восстанавливаются на прежней, хотя и трансформированной основе и переживает процветание в течение всего IV в.

Кризис товарно-денежных отношений, трудности с пополнением рабских рынков, губительные для товарных вилл, лишь укрепляли латифундиальное хозяйство с мелким землепользованием колонов. Это экстенсивное хозяйство, обеспечивавшее себя всей необходимой сельскохозяйственной и ремесленной продукцией а также рабочей силой, укреплявшееся благодаря политическому влиянию господина, набирало силу.

Распространение мало зависимых от соседних городов латифундий и деградация рабовладельческих товарных вилл, производственно тесно связанных с городом приводили к изменению общего соотношения города и деревни в период поздней античности.

3. Общий кризис рабовладельческого способа производства.

В классической стадии рабовладельческой формации древнеримского общества (поскольку только там античное рабство достигло наибольшего раскрытия), можно заметить, что крупнейшие рабские восстания — первое и второе сицилийские восстания, движение Спартака — вспыхнули именно в период функционирования самых зрелых форм рабства, в эпоху кризиса этих форм и их отмирания. И вряд ли то было случайностью.

Именно в период функционирования наиболее зрелых форм данной формации, классической стадии рабства формируется основное классовое противоречие, но и оно находится не в статическом состоянии, а выступает как необходимое проявление всей классовой структуры, т.е. выражает главный антагонизм, несмотря на все попытки государственных институтов локализировать и обезвредить его разрушительные воздействия.

Страницы: 26 27 28 29 30 31 32 33 34

НАСЕКОМОЯДНЫЕ РАСТЕНИЯ , многолетние травянистые (наземные и водные) растения, использующие мелких насекомых как дополнительный источник питания. Ок. 500 видов, во всех частях света. Ловчие органы - листья с липкими железистыми волосками, закрывающиеся при попадании насекомых, или в форме специальных ловушек. Переваривают добычу с помощью протеолитических ферментов и органических кислот. Наиболее известны росянка, венерина мухоловка, непентес, жирянка, пузырчатка.

ЦЕНТРАЛЬНОЛЕСНОЙ ЗАПОВЕДНИК , в Российской Федерации, Тверская обл., на водоразделе Волги и Зап. Двины. Основан в 1931. Площадь 21348 га. Коренные еловые леса центральной части Русской равнины. Верховые сфагновые болота. Бурый медведь, рысь, выдра, бобр; глухарь, рябчик, белая куропатка, черный аист, беркут.

ШТУК (Stuck) Франц фон (1863-1928) , немецкий живописец и скульптор. Сочетал черты академического натурализма и стиля "модерн". Под влиянием Ф. Ницше создавал фантастико-аллегорические произведения, проникнутые нарочито "брутальной" символикой ("Борющиеся фавны", 1889).



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru