Следует добавить, что в российское социал-демократическое движение влился Бунд – это созданный в 1897 году в Литве, Польше и России – Всеобщий еврейский рабочий союз, который решительно боролся антисемитизмом.
2.3 Либеральный лагерь
Серединное положение в расстановке борющихся сил занимал либеральный лагерь, приходивший в столкновение… как с правительственным, так и с революционными лагерями.
«Российские либералы были идеологами буржуазии, объективно выражали её экономические и политические интересы, выступали против произвола царизма»1. Либерализм в России имел одну особенность. Политическая консолидация и классовое самосознание русской промышленной и торговой буржуазии вплоть до начала революции находились на крайне низком уровне.
Во-первых «столетия господства самодержавия, жестоко расправлявшегося с малейшем «вольнодумством» … отразились на характере народа…Русский обыватель вообще привык к всевластию правительства»2, - писал Ленин.
Во-вторых «жадные…хищники первоначального накопления…стали интересы кошелька выше общих интересов всего класса капиталистов и охотно мирились с царизмом, обеспечивающим им гарантийные барыши и спокойную, безмятежную жизнь»3.
В-третьих, «по мере развития и роста рабочего движения буржуазия всё яснее видела в нём (пролетариате) своего политического крага, одолеть которого без помощи царизма она не надеялась»4. «Либералы хотели «освободить» Россию «сверху», не разрушая ни монархии царя, ни землевладения и власти помещиков, побуждая их только к «уступкам» духу времени»5, - писал Ленин. У них не было
1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 27.
2 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов. М., 1985. С. 26.
3 Там же С. 27.
4 Там же.
5 Там же С. 28.
единой политической организации. Не имели они и достаточно разработанной политической идеологии.
После реформы 1861 года «на время объединившиеся демократические и либеральные силы» разошлись. Именно в этот период окончательно формируется три основные группы российских либералов. Во-первых, либеральные представители чиновничества, стремившегося использовать силу монархии для проведения постепенных реформ. Во-вторых, различные группы интеллигенции, сочувствовавшие подобным действиям власти и готовые сотрудничать с ней. В-третьих, та часть интеллигенции, которая окончательно разочаровалась в возможности эволюционного пути развития России и искала контактов с революционными партиями: сначала с народовольцами, а затем с марксистами.
«После падения крепостного права «самый сплочённый, самый образованный и наиболее привыкший к политической власти класс – дворянство – обнаружил с полной определённостью стремление ограничить самодержавную власть по средствам представительных учреждений»1, - писал Ленин. Появление этих стремлений прогрессивной части дворянства облегчалось созданием органов местного самоуправления. Возникли они в России согласно земской реформе 1 января 1864 года. Земским органам правительство отводило довольно скромную роль: они были организованы «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда»2. Но государство оставляло за собой право контроля над их деятельностью.
УОЛКОТТ (Walcott) Дерек (р . 1930), тринидадский поэт. Пишет на английском языке. Поэзию Уолкотта отличает эпическое видение современности как напластования ушедших культур (сборники "Потерпевший кораблекрушение", 1965, "Гроздья моря", 1976, "Середина лета", 1984). Ведущий герой Уолкотта - бард Гомер: поэма "Новый Омир" (1990) - путешествие по временам и пространствам, своего рода лирическое обозрение цивилизации. Пьесы ("Сон на обезьяньей горе", 1967; "О, Вавилон", 1976, и др.). Нобелевская премия (1992).
ИУДА МАККАВЕЙ , см. Маккавей Иуда.
ЕЛЕЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ , мужской, в Чернигове. Основан в 11 в. Упразднен после Октябрьской революции. Архитектурный памятник 12-18 вв. (собор, палаты, колокольня и др.).