Политическая система, реагируя на воздействия внешней среды, преобразует требования и поддержку на «выходе» в решения и действия. Политические решения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. В этом отношении политическая система оказывает активное влияние на другие подсистемы общества.
Структура политической системы. Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.
Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.
Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.
Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.
Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.
Идеологическая подсистема– это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.
Культурная подсистема – комплекс типичныхдля конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.
Функции политической системы Функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. В современной политической науке существуют, следующие основные классификации функций политической системы.
Г.Алмонд и Г. Пауэлл разработали классификацию функций политической системы, основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия.
РЕАКЦИОНЕР , сторонник политической реакции; ретроград; противник общественного, культурного, научно-технического прогресса.
ТИМПАН (греч . tympanon), в архитектуре - внутреннее поле фронтона; плоскость между проемом арки и лежащим на ней антаблементом; углубленная часть стены над дверью или окном, обрамленная аркой. В тимпане часто помещают скульптуру, живопись, гербы и т. д.
ГЕРМЕТИЗМ , религиозно-философское течение эпохи эллинизма, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (т. н. "Герметический корпус", 2-3 вв.). В расширительном смысле - комплекс оккультных наук (магия, астрология, алхимия). Традиция герметизма получила продолжение в европейском Ренессансе (М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола), у К. Агриппы, Парацельса, повлияла на Дж. Бруно и И. Ньютона.