Общий вывод социалистов-утопистов из критики капиталистического способа производства заключается в том, что этот строй не может обеспечить счастье для подавляющего большинства людей и что на смену капитализма должен прийти новый общественный порядок.
В отличие от создателей предшествующих утопических теорий великие социалисты-утописты в своих планах не ограничивались требованием реорганизации потребления и распределения, а ставили вопрос о реорганизации самого производства. В новом обществе у них отсутствует частная собственность, а если где сохраняется то не играет особой роли. Социалисты-утописты исходили из того, что при новом общественном строе не будет эксплуатации, противоположности между умственным и физическим трудом.
В учениях социалистов-утопистов отражалась также тревога за судьбу мелкого производителя, который находился на грани разорения. В теориях социалистов-утопистов содержаться мелкобуржуазные элементы, которые переплетаются с предвосхищением социалистического идеала. Основные черты, о которых шла речь, характерны большинству теоретиков утопического социализма. Но взгляды отдельных его представителей различаются, что обусловлено исторической обстановкой, уровнем развития капиталистических отношений и классовой борьбы в странах, где они жили.
В целом, даже с учетом ошибочности многих выводов и неудачи коммунистических экспериментов, великие социалисты-утописты сыграли выдающуюся роль в развитии общественной деятельности. Давая оценку их деятельности Ф. Энгельс писал, что «теоретический социализм никогда не забудет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна – трех мыслителей, которые несмотря на всю фантастичность и весь утопизм их учений, принадлежат величайшим умам всех времен и которые гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно».
Список использованной литературы.
1. Всемирная история экономической мысли, т.1,2., МГУ, Издательство «Мысль», М., 1988г. 574 стр.
2. Утопический социализм, Издательство политической литературы, М., 1982г. 511 стр.
3. Томас Мор, Издательство «Наука», М, 1974 г.165 стр.
4. Большая Советская Энциклопедия, М, 1988 г.
[1] Хилиазм – религиозное учение, согласно которому предшествовать тысячелетнее «царство божье» на Земле. Идеи в свое
ФРЕЙДЛИНА Рахиль Хацкелевна (1906-86) , российский химик-органик, член-корреспондент АН СССР (1958). Труды по элементоорганическим соединениям, теломеризации. Государственная премия СССР (1986, посмертно).
НОТЕБЕРГСКИЙ МИР , шведское название Ореховского мира 1323.
ЮРЬЕВ ДЕНЬ (весенний и осенний) , название церковных праздников, посвященных христианскому святому - Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. Празднуется 23 апреля ст. ст. (кончина) и 26 ноября ст. ст. (чудо святого Георгия о змее и девице - известный житийный, иконописный, фольклорный и литературный сюжет). Юрьев день - основные вехи народного аграрного календаря.