Условия формирования военно-административной системы Южного Зауралья в XVII
Условия формирования военно-административной системы Южного Зауралья в XVII
Страница 22

По данным П.И. Рычкова в Исетской провинции к середине XVIII века находилось 15 башкирских волостей, в которых находилось 2971 двор. 2 волости из них - Кубеляцкая и Телевская ранее принадлежали к Ногайской дороге, а 13 - к Сибирской - Каратабынская, Куваканская, Барын-Табынская, Айлинская, Дуайлинская, Белокатайская, Большая Катайская, Малая Катайская, Мякотинская, Салаутская, Каратабынская и Терсюцкая (67). Хозяйство башкир пришло в упадок после серии восстаний XVII - первой половины XVIII века, но очень быстро поправилось из-за "кроткости правления", из-за башкирской политики императорского правительства и "привольных своих мест". В 1790 году башкиры стали получать наземное продовольствие на время лишения службы, а с 1797 года по 1 рублю в месяц жалования (68).

Завершающим этапом по интегрированию башкирского этноса в структуру Российской империи явилось преобразование системы управления в кантональную, принятое указом Павла 10 апреля 1798 года. По нему генералу от инфантерии барону Игельстрому предписывалось провести счисление всех башкир, годных к военной службе с 20 по 50 лет и разделить их на кантоны, что окончательно сделало башкир и мещеряков особым военным сословием. Оренбургскую линию указом разделили на 5 дистанций - 1-я из которых, проходившая от крепости Усть-Уйской до Верх-Уральской, прикрывала территорию Южного Зауралья. Башкиры Урала и Зауралья составляли 11 кантонов, из которых посылались отряды на охрану границ. В частности башкиры Шадринского уезда составляли 3-й кантон (69). Одновременно в 1798 году тысячная команда башкир была снята с Сибири, причём многие из неё приняв Христианство, остались там, записавшись в казаки (70).

Башкиры Южного Зауралья к началу XIX века, живущие на реках Исети, Миассе, Тече, Синаре, Караболке и около озёр в их междуречье, составляли волости под управлением своих старшин. Башкир было 3257 человек. Для башкир Южного Зауралья был характерен полукочевой образ жизни и в XIX веке. Их дома по свидетельствам современников были срублены "худо", так как в мае месяце они оставляли свои зимние жилища и выезжали со всем имуществом и скотом в степь на принадлежащие им места, временно устанавливая около рек посёлки от 5 до 20 юрт. По мере истощения травяного покрова башкиры переезжали на новые места до осени. Главным делом для них всё также оставалось скотоводство. Табуны многих башкир насчитывали до 1000 лошадей и до 1500 коров, овец и коз. В целом, по примерной оценке Попова "первые" башкиры имели обычно от 300 до 400 лошадей, "средние" 100-200 и "последние" 10-20 (71). В то же время начались посевы ржаного хлеба, усилился обмен с русским поселением, обогащавший всех. Постепенно башкиры Зауралья начиная с верхушки волостей втягиваются в товарно-денежные отношения. Таким образом, можно констатировать, что много, несмотря на ряд достаточно серьёзных факторов, обострявших отношения русско-башкирские отношения в Южном Зауралье итогом их развития стало мирное существование с разделением ряда экономических функций ("симбиоз" по Л.Н. Гумилёву). Два совершенно разных по происхождению, ментальности, способам хозяйствования народа, пытавшиеся изгнать друг друга из Южного Зауралья достигли, пройдя через ряд военных конфликтов, путём взаимопонимания и компромиссов, положения, когда они по местам по существованию дополняли друг друга как в экономических, так и в военно-политических отношениях. Помимо экономического обмена скот на хлеб и ремесленные изделия между башкирским и русским населением Зауралья Россия, обезопасив башкирские рода от нападений племён Азии, дала возможность ощутить башкирам свою целостность, которую они получили, как это не парадоксально звучит, именно при условии уступки части суверенитета в составе многонациональной Российской империи, которую только при абсолютном отрыве от действительности можно было назвать "тюрьмой народов" и подобными эпитетами. Конечно, отношения сотен народов как с русским, так и между собой были далеки от идеальных, но для многих из них только включение в состав России было условием выживания, а затем и приобщения к цивилизации.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26

СТАНКЕ-ДИМИТРОВ (б . Дупница), город на западе Болгарии. 41,4 тыс. жителей (1991). Табачная, плодоконсервная, фармацевтическая, приборостроительная, деревообрабатывающая промышленность. Назван по имени С. Димитрова.

ЭГЕРИЯ (лат . Egeria), в римской мифологии обладающая даром пророчества нимфа священного ручья, из которого жрицы-весталки черпали воду для храма богини Весты.

"ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ" ("Братья чистоты" , араб. Ихван ас-сафа), группа философов 10 в., в которую входили мыслители Ирака (главным образом из г. Басра), Ирана, Азербайджана, стран Ср. Азии, Сибири; составили 51 анонимное философское "послание", введя в рамки мусульманской метафизики идеи античных ученых и мыслителей (аристотелизм и неоплатоническую концепцию эманации, космологию Птолемея, медицинское учение Гиппократа и др.).



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru