Униженные и оскорбленные в изгнании
Униженные и оскорбленные в изгнании
Страница 4

Большинство русских, волею судеб оказавшихся в Стамбуле, нашли приют в недавно созданном Королевстве сербов, хорватов и словенцев (СХС), будущей Югославии. Исходя из соображений как сентиментального (если позволительно применить это слово к правительственным решениям), так и прагматического порядка, власти Королевства распахнули двери своей страны перед воинскими подразделениями и многочисленными гражданскими лицами, помогли им обосноваться в крупнейших городах и в сельской местности. Соображения сентиментального толка основывались на чувстве благодарности к России, пришедшей на помощь сербам в 1914 г., прорусской, но решительно антибольшевистской позиции короля Александра 1, который в свое время воспитывался при русском императорском дворе. Причины прагматического характера вытекали из острой потребности нового государства в квалифицированных специалистах. Многие учебные заведения, технические училища и административные органы находились в стадии становления и испытывали нужду в обученных кадрах. Сербский национализм тоже играл здесь немалую роль: сербская правящая элита, занимавшая ведущие позиции в общественной жизни многонационального государства, склонна была больше доверять русским эмигрантам, которые всецело зависели от ее расположения, нежели представителям других проживавших в этой стране наций.

Существовавшие вакансии заполнялись за счет технических специалистов бывшей белой армии, гражданских беженцев, имевших опыт научной и административной работы. Близость языков и общность религии способствовали быстрой ассимиляции русских. Кроме того, сербский патриарх, получивший образование в дореволюционной России, выступил от имени своей церкви и оказал гостеприимство русским митрополитам и высшему духовенству, вынужденным спасаться бегством от обрушившихся на церковь гонений со стороны большевиков. Наконец, материальный ущерб и людские потери, понесенные Сербией во время первой мировой войны, создали возможность расселения беженцев и в сельской местности. Так, прибывшие в Королевство казаки могли селиться общинами и сохранять традиционные способы ведения сельского хозяйства. К ситуации в Югославии мы будем еще возвращаться в связи с другими обстоятельствами. Здесь же отметим лишь, что Югославия, особенно Белград, стала значительным культурным центром Русского Зарубежья, хотя и не таким разносторонним и творчески активным, как Париж, Берлин или Прага. Только что образованная Чехословацкая республика также предоставила убежище многим казакам и другим группам крестьян. Таким образом, большая часть беженцев, находившихся первоначально в Турции, переместилась затем в славянские и балканские страны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

ОРБЕЛЯН Константин Агапаронович (р . 1928), армянский композитор, народный артист СССР (1979). С 1956 художественный руководитель Государственного эстрадного оркестра Армении. Балет "Бессмертие" (1969), 2 симфонии, струнный квартет, песни и др.

"ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ" ("Братья чистоты" , араб. Ихван ас-сафа), группа философов 10 в., в которую входили мыслители Ирака (главным образом из г. Басра), Ирана, Азербайджана, стран Ср. Азии, Сибири; составили 51 анонимное философское "послание", введя в рамки мусульманской метафизики идеи античных ученых и мыслителей (аристотелизм и неоплатоническую концепцию эманации, космологию Птолемея, медицинское учение Гиппократа и др.).

ДАСГУПТА Сурендра Нат (1887-1952) , индийский философ, автор фундаментальной "Истории индийской философии" (т. 1-5, 1922-55).



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru