Последний важный маршрут беженцев из Советской России пролегал на Дальнем Востоке — в маньчжурский город Харбин. Харбин, с самого своего основания в 1898 г., был русским городом, административным и экономическим центром русской Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Он вырос на месте китайской рыбачьей деревушки, расположенной на берегу реки Суньхуацинь (Сунгари). Войска, разбитые Красной Армией и оттесненные к восточным границам бывшей империи, переходили в Маньчжурию, которая находилась под китайским суверенитетом. Следом за ними прибывали гражданские лица — представители царской администрации и других, временных, режимов, существовавших в Сибири, казаки, купцы и даже крестьяне. Последняя волна беженцев была отмечена в 1922 г., после падения Владивостока под натиском Красной Армии и включения его в состав Дальневосточной Республики. Так Харбин стал частью России за рубежом и оставался таковой в течение 20-х гг. Упадок Харбина начался, когда японцы стали смещать китайскую администрацию, а после разразившегося в 1931 г. японо-китайского конфликта культурная и творческая жизнь здесь прекратилась.
Различные пути формирования центров Русского Зарубежья дают ключ к пониманию особенностей каждого из них, а также произведенной в них культурной продукции. Этот «фон» мы постоянно должны иметь в виду, рассматривая эмиграцию и ее культурную историю.
Выше я уже говорила о гражданских лицах и целых воинских подразделениях, бежавших с территорий, контролируемых Советами, и расселившихся по всему земному шару. Во-первых, хаос, царивший во время бегства и эвакуации, не давал возможности сделать сколько-нибудь точные подсчеты и записи. Следует помнить также, что нелегальный въезд и поселение из-за сложностей с оформлением паспортов, виз, видов на жительство и разрешений на трудоустройство также не оставили о себе свидетельств. Во-вторых, и организации самих беженцев, и административные органы, занимавшиеся проблемами беженцев в тех странах, где им предоставили приют, были достаточно примитивны и отнюдь не преследовали цели точного и полного статистического учета.
ЮТИКА (Utica) , город на северо-востоке США, шт. Нью-Йорк. Порт на Эри-канале. 317 тыс. жителей (1990, вместе с г. Ром и пригородами). Транспортный узел. Машиностроение, пищевая, полиграфическая, легкая промышленность.
БОЛЬШАЯ ГИЛЬДИЯ , привилегированное сословное объединение крупных купцов и владельцев недвижимости (преим. немцев) в сер. 14-19 вв. в городах Прибалтики (Таллине, Риге, Тарту и др.).
БУЙНАКСК (до 1922 Темир-Хан-Шура) , город (с 1866) в Российской Федерации, Дагестан. Железнодорожная станция. 58,5 тыс. жителей (1992). Консервный, кожевенно-обувной комбинаты; трикотажная фабрика и др. Аварский драматический театр. Историко-революционный музей. В Буйнакске - крупнейшие на Сев. Кавказе мечеть и медресе. Основан в 1834 как крепость. Назван по имени У. Д. Буйнакского.