Типология политических систем
Типология политических систем
Страница 7

Процесс взаимодействия между перечисленными фундаментальными аспектами политической системы и государственными органами этой системы обусловливает “динамику политики”.

Вполне обоснованно выделяются и такие элементы политической системы:

— окружающая среда (внутренняя и международная) — это совокупность политической культуры, социальных, экономических и географических условий, а также режима власти в обществе;

— связь — коммуникация (инфраструктура) — это институты, структуры и процессы, которые соединяют общество с правительством и обеспечивают двухсторонние каналы общения. Это в большей степени политические партии, группы интересов; они отрабатывают поступающие из окружающей среды импульсы требований и поддержки и передают их в системы выработки решений. Эти структуры выступают и в качестве инструментов управления;

—система выработки решения состоит из структур и процессов, воспринимающих импульсы требований и поддержки, переданные через систему коммуникаций, и трансформирующих их в политический продукт;

— политический результат, т. е. какого рода политику вырабатывает система; характер политики в одной сфере может влиять на политику в других сферах.

В последние годы преобладающим подходом к изучению структуры политической системы стало выделение в ее составе таких подсистем, как институциональная, состоящая из политических институтов, нормативная, функциональная и коммуникативная.

Институциональная подсистема — это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации.

Нормативная подсистема включает в себя нормы правд, политические традиции, политическую мораль, политическую этику.

Функциональная подсистема — это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим). Коммуникативную подсистему представляют: политическая культура, политическое сознание (политическая идеология и политическая психология), политические отношения.

3. Типы политических систем

Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек (“диктатор”), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая.

Еще Аристотель в своей “Политике” предложил три критерия дифференциации политических систем: число граждан, участвующих в принятии решений; наличие или отсутствие правовых ограничений; преобладающая черта правящего класса. На этой основе он выделил “нормальную” и “коррумпированную” системы—монархию, аристократию и демократию условиях правопорядка (государства); тиранию, олигархию и мажоритарную демократию (без ограничений).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

ЧАЙКОВСКИЙ Николай Васильевич (1850/51-1926) , российский политический деятель, участник народнического движения. Член кружка "чайковцев". В 1874-1906 в эмиграции. В 1890-х гг. один из организаторов "Фонда Вольной русской прессы". В 1904-10 эсер, с февраля 1917 трудовик. В гражданскую войну глава и член ряда антисоветских правительств. С 1919 в эмиграции.

ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ , установленная законом обязанность населения (обычно с 18 лет) нести военную службу в вооруженных силах своей страны. Впервые воинская повинность введена в 1798 во Франции (конскрипция).

ЛАПИЦКИЙ (Михайлов) Иосиф Михайлович (1876-1944) , российский режиссер, заслуженный артист России (1936). В 1906-08 и 1921-28 (с перерывами) режиссер Большого театра. Организатор и руководитель Театра музыкальной драмы (1912-19, Петроград), один из организаторов Донецкого (1941) театра оперы и балета, внес вклад в становление Украинского театра оперы и балета.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru