Возникает сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления.
М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический, фашистский.
2.2.1. Социалистические партии
Первичными организациями социалистических партий являются секции по месту жительства в несколько сотен человек. Они объединяются в федерацию. Партия превращается в своеобразный государственный аппарат с разделением властей, где законодательная власть принадлежит конгрессу (или национальному совету), исполнительная – исполкому (или национальному секретариату), а юридическую власть проводит контрольная комиссия.
2.2.2. Коммунистические партии
Коммунистические партии создают свои первичные организации (ячейки) по месту работы. Они более однородны и ограничены по размеру. Это позволяет партиям контролировать свой социальный состав, регулировать численность и устанавливать жёсткую партийную дисциплину. Организационным принципом партий является «демократический централизм». На практике иерархическая и централизованная организация существенно ограничивает демократию.
Выборы руководителя превращаются в формальность, поскольку их подбор, как и принятие решений, осуществляет централизованное руководство партий.
2.2.3. Фашистские партии
Фашистские партии имеют много схожего с коммунистическими:
- вертикальные связи;
- централизация власти;
- жёсткая структура.
Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине, философии.
Возникая из полувоенных формирований, они культивировали жестокость и насилие. Первичной организацией фашистских партий является штурмовой отряд численностью от 4 до 12 человек. Входя в более многочисленную группу, штурмовые отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой партии.
2.3. Тип связей между руководящими органами и рядовыми членами
Тип связей между руководящими органами и рядовыми членами определяет характер деятельности партии, преобладание тех или иных методов работы, тех или иных звеньев партийного механизма.
В кадровых партиях единственным показателем силы или слабости является число избирателей, поддерживающих их на выборах, поэтому кадровые партии приспосабливают свою программу и политику к электоральным предпочтениям с целью увеличения числа своих избирателей.
Главными действующими лицами в кадровых партиях становятся парламентарии.
Они являются своеобразными лидерами, ориентирующимися на голоса избирателей, от которых зависит не только успех, но и положение партии.
Массовые партии имеют разветвлённую и жёсткую бюрократическую систему управления, позволяющую вовлекать в партию большие массы людей и контролировать первичные организации.
Партийная бюрократия оказывает решающее влияние на рядовых членов партии и парламентариев. В массовых партиях действует принцип подчинения депутатов партийным руководителям, выбранным членами партии.
Эффективность деятельности массовых партий обеспечивается благодаря активности членов партии, входящих в неё на основе индивидуального членства.
3. РАСШИРЕНИЕ ТИПОЛОГИИ ПАРТИЙ ПО М. ДЮВЕРЖЕ
Как видно, бинарная классификация партий М. Дюверже на кадровые и массовые была достаточно универсальной и прагматичной. Однако сам М. Дюверже отмечал, что она является «приблизительной, описывающей скорее тенденции, чем дающей чёткое различие».
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК АЛБАНИИ , эмиссионный и расчетный центр Албании. Основан в январе 1945. Осуществляет международные расчеты.
ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ (Алексеевский Архангело-Михайловский) , мужской, в Московском Кремле. Основан в 1365 митрополитом Алексеем. С кон. 14 в. центр книгописания. В 17 в. в нем находилось греко-латинское училище. Упразднен после Октябрьской революции 1917. В 30-х гг. здания Чудова монастыря разобраны.
ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич (р . 1913), российский композитор, народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973). Генеральный (с 1948), 1-й (с 1957) секретарь правления, председатель (в 1990-91) Союза композиторов СССР. Оперы "В бурю" (1939; 2-я редакция 1952), "Фрол Скобеев" (1950; 2-я редакция, под названием "Безродный зять", 1967), "Мать" (1957), "Золотой теленок" (1985) и др.; балеты "Любовью за любовь" (1976), "Гусарская баллада" (1979) и др.; оперетта "Сто чертей и одна девушка" (1963), 3 симфонии, концерты для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром, музыка к спектаклям драматического театра и фильмам. Профессор Московской консерватории (с 1966). Ленинская премия (1974), Государственная премия СССР (1942, 1946, 1952, 1967).