Сущность тоталитаризма в сравнении фашистской Италии и нацистской Германии
Сущность тоталитаризма в сравнении фашистской Италии и нацистской Германии
Страница 19

3.1. Все тоталитарные режимы рано или поздно разрушаются, а страны, где они существовали, начинают продвижение к демократии. Каким бы прочным ни казался какой-либо режим этого типа, с определенного момента его развитие начинает идти по нисходящей линии, в сторону ослабления признаков тоталитарности, что во многом связано с исчерпанием социальной энергии, которая высвобождается в ходе революции - насильственной ломки традиционного уклада и ускоренного преобразования всей системы общественных отношений. Начинается постепенное ослабление абсолютно, всеобъемлющего характера власти, довлеющей под обществом. Это проявляется прежде всего в либерализации политического режима, а также в изменении масштабов и форм государственного террора: массовые репрессии прекращаются, террор становиться единичным, избирательным. Икономаслие преследуется, как правило, уже не казнями и тюрьмами, а выговорами, увольнениями с работы. Жестоко подавляется только случаи открытого и вызывающего неповиновения 9демонстрации, забастовки, попытки создания оппозиционных операций), пересуды на обыденном уровне остаются практически безнаказанно. Отказ от массовых физических репрессий знаменует собой начало конца тоталитарной системы. без постоянного силового давления неизбежно начинается подсудный процесс тоталитаризма жизни общества, приближения по образу жизни, стилю поведения, потребительские стандарты к общепринятым в цивилизованном мире нормам. Индивид все больше высвобождается из-под власти государства, а когда над человеком больше не довлеет постоянное чувство страха, он неизбежно начинает задумываться на справедливостью устройств общества, в котором живет. Появляется мысли, возникают группировки дициндентов, прямо или отчасти противоречащие власти. Без репрессий искусственно поддерживаемый уровень политической активности населения страны снижается, многие уходят в личную жизнь, появляются специфические группы, никак не вписывающиеся в господствующий общественный стандарт. Тоталитарные государства отказываются от внешнеполитического курса,. Основанного на принципах противостояния или откровенной агрессии, от попыток распространить “новый порядок” на весь мир, начинают делать реальные шаги к разрядке международной напряженности и установлению сотрудничества с другими странами. Постепенно расширяются контакты с внешним миром и у рядовых граждан: все больше их число ездит за рубеж, массовыми тиражами переводятся и издаются иностранные книги, распространяются зарубежные журналы и газеты. В таких условиях подрывается монополия государства на информацию. Многие узнают о возможности иной жизни, сравнивают ее со своей и приходят к выводу, что можно жить иначе. Постепенно ослабевает партийно-государственный контроль над литературой и искусством разрешается критиковать отдельные печатные явления. Все это подрывает тоталитаризм. Рано или поздно складывается такое положение, когда в его достоинства перестают верить все: народ, уставший от бесконечных, но несбыточных обещаний лучшей жизни, сама элита, все более ориентировалась на буржуазные жизненные стандарты. Система продолжает существовать как бы по инерции, и достаточно какого-либо толчка, чтобы она рухнула. События конца 80-х начала 90-х годов в нашей стране и в социалистических государствах Восточной Европы показали, что таким толчком явились реформы. А что же явилось толчком к концу тоталитарного режима в Германии и Италии?

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23

ПЕТРИКОВ , город (с 1935) в Белоруссии, Гомельская обл., пристань на р. Припять, в 13 км от ж.-д. ст. Муляровка. 12,1 тыс. жителей (1991). Судостроительно-судоремонтный завод, комбинат стройматериалов, пищевая промышленность. Известен с 15 в. Близ Петрикова - месторождение калийных солей.

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena) , Эригена (Erigena) (ок. 810 - ок. 877), философ, ирландец по происхождению; с нач. 840-х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык "Ареопагитики"). В главном сочинении "О разделении природы", проникнутом сильными пантеистическими тенденциями, выделял природу "творящую и не сотворенную" (бог), "сотворенную и творящую" (божественные идеи), "сотворенную и не творящую" (единичные вещи), "не сотворенную и не творящую" (бог как конечная цель мирового процесса). Идеи Иоанна Скота Эриугена были осуждены в 13 в. как еретические.

ЯДРА КОНДЕНСАЦИИ , жидкие или твердые частички, взвешенные в атмосфере, на которых начинается конденсация водяного пара и образуются капельки облаков и туманов.



Copyright © 2019 www.politicaledu.ru