Президентская республика является одной из наиболее распространенных форм правления в латиноамериканских странах. Президентское правление установлено в 12 странах: Бразилии, Венесуэле, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Парагвай, Сальвадор и Эквадор. Для государств Латинской Америки свойственно особое понимание роли президента и придание особого значение возглавляемой им исполнительной власти. Особый статус президента не только существует на практике, но и закреплен в конституциях большинства этих стран. Такой характер государственной власти отражается в понятии - каудилизм. Слово «каудильо» означает лидер, руководитель, вождь. Но само понятие каудидизма шире. Реально, президент или каудильо оказывается осью политической жизни страны, "отцом нации". Если судить по полномочиям, которыми он наделяется официально и неофициально, то можно сказать, что его власть не просто президентская, а суперпрезидентская.
«"Суперпрезидентская" форма правления - это фактически независимая, неконтролируемая на практике законодательтной, исполнительной или судебной отраслью власти система государственного управления, основной чертой которой является гипертрофированная президентская власть. Эта форма правления, как правило, подразумевает принцип прямых выборов президента избирателями фактически без промежуточных органов или инстанций.»[1]
"Суперпрезидентская" форма правления подразумевает обширные полномочия президента, закрепленные в текстах конституций и реально осуществляемые на практике. Прежде всего, это полномочия его как главы государства. Ряд латиноамериканских конституций уполномочивает президента "олицетворять нацию" (конституция Перу), а конституция Аргентины 1853 года провозглашает его "верховным главой нации".[2]
В суперпрезидентских республиках статус президента как руководителя нации подразумевает его безусловное верховенство в системе всех государственных органов. Во всех латиноамериканских странах президент является главой государства, он возглавляет правительство и вооруженные силы. Хотя эти признаки есть и в обычных президентских республиках, в условиях Латинской Америки это создает мощную концентрацию власти в руках президента. Особенно важно в данном случае руководство президента вооруженными силами, так как армия часто играет решающую роль в политической жизни латиноамериканских стран.
Значительно усиливают полномочия президента в "суперпрезидентских" республиках обширные чрезвычайные полномочия, предусмотренные многими латиноамериканскими конституциями. Эти полномочия могут быть эффективно использованы практически в любых ситуациях, начиная от межгосударственного вооруженного конфликта и кончая внутренними беспорядками. "Диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике и, как показывает политическая практика Латинской Америки, применяется чаще и эффективнее, чем в других регионах".[3]
СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович (1772-1839) , российский государственный деятель, граф (1839). С 1808 ближайший советник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Государственного совета (1810). В 1812-16 в результате интриг его противников сослан, в 1819-21 генерал-губернатор Сибири, составил план административной реформы Сибири. С 1826 фактический глава 2-го отделения, руководил кодификацией Основных государственных законов Российской империи (1832).
НАУЧНОЕ КИНО , область кинематографии, развивающаяся в четырех самостоятельных видах: научно-популярное кино, учебное кино, научно-исследовательское кино, научно-производственное кино.
ЯНИН Валентин Лаврентьевич (р . 1929), российский археолог и историк, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1990). Труды по славянской археологии, нумизматике и сфрагистике. Ленинская премия (1984), Государственная премия СССР (1970).