Характеризуя этот этап, М. Блуг указывает на ряд недостатков, которых не избежали все три основателя теории предельной полезности, в их числе:
1) полезность товара рассматривается как функция количества этого товара, не зависящая от количеств других потребляемых товаров;
2) "объяснение" поведения потребителя полезностью сталкивается с двойственной оппозицией (одна из них утверждает, что теория полезности исходит из сомнительной и даже неверной психологии, а другая – что психологические аспекты потребительского поведения не имеют отношения к объективному развитию экономического процесса, который от индивидуальных ощущений не зависит);
3) "благосостояние" сводится к сумме количественных, поддающихся измерению полезностей для всех индивидов (домохозяйств) общества, и оптимальным считается такое распределение ресурсов, которое максимизировало бы благосостояние именно в этом смысле, и др.
Список литературы
1. Косов В.В. История экономических учений: Учебное пособие. – Х., 1996.
2. Костюк В.Н. История экономических учений. – М.: Центр, 1997. – 224 с.
3. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 280 с.
4. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 1998. – 288 с.
1) Что нового, "революционного" можно отметить в маржинальной экономической теории?
2) Какая теория объявлялась "австрийской школой" главным условием определения ценности товара? Указать ряд недостатков.
НЕДИЧ (Nedic) Милан (1877-1946) , в августе 1941 - октябре 1944 глава созданного фашистскими оккупантами марионеточного правительства Сербии, генерал. В 1946 арестован как военный преступник (покончил жизнь самоубийством).
ЦВЕЙГ (Zweig) Арнольд (1887-1968) , немецкий писатель и общественный деятель, президент Академии искусств ГДР (1950-53). В 1933-48 в антифашистской эмиграции. Социально-психологическая эпопея "Большая война белых людей" (6 романов, в т. ч. "Спор об унтере Грише", 1927) проникнута гуманистическим пафосом. Международная Ленинская премия (1958).
ЙОГАЧАРЫ (виджнянавадины) , последователи одной из двух основных школ буддизма - махаяны. Главные представители: Асанга (4 в.), Васубандху (5 в.), логики Дигнага (6 в.) и Дхармакирти (7-8 вв.). Конкретизируя идею буддизма о единственной реальности психического бытия личности, йогачары развили концепцию исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлеченного от всякого содержания. Пребывание в этом состоянии, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (букв. - просветление), или нирвана, одно из главных средств достижения которой - практика йоги.