Война сумела изменить общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 30-у гг. сама экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность в решающий момент.
Кроме того, война проломила тот "железный занавес", которым страна была отгорожена от остального, "враждебного" ей мира. Участники европейского похода Красной Армии (а их было почти 10 млн. человек), многочисленные репатрианты (до 5,5 млн.) воочию увидел
и тот буржуазный мир, о котором они знали исключительно из пропагандистских материалов, "разоблачавших" его пороки. Различия в отношении к личности, в уровне жизни в этих странах и в СССР были настолько велики, что не могли не посеять сомнений у оказавши
хся в Европе советских людей в правильности оценок, звучавших в устах пропагандистов, в целесообразности пути, по которому шла страна все эти годы.
Победа советского народа в войне породила надежды у крестьян на роспуск колхозов, у интеллигенции - на ослабление политического диктата, у населения союзных республик (особенно в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии) - на изменение национальной поли
тики. Даже среди обновившейся в годы войны партийно-государственной номенклатуры зрело понимание неизбежности и необходимости перемен. В 1946-1947 гг., в ходе закрытого обсуждения проектов новой Конституции СССР, Программы и Устава ВКП(б), были высказаны
весьма характерные предложения, направленные на относительную демократизацию режима: о ликвидации специальных судов военного времени, освобождении партии от функции хозяйственного управления, ограничение срока пребывания на руководящей советской и парти
йной работе, об альтернативных выборах и т. д. "Демократический импульс" войны проявился и в возникновении целого ряда антисталинских молодежных групп в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске. Недовольство выражали и те офицеры и генералы, которые, по
ЯНОВСКИЙ Юрий Иванович (1902-54) , украинский писатель. Романы "Всадники" (1935: героико-романтическое изображение революции и гражданской войны на Украине), "Мир" (издан 1956), сборник "Киевские рассказы" (1948), пьеса "Дочь прокурора" (1954). Государственная премия СССР (1949).
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО , вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий и лиц. Первые документальные съемки провели бр. Люмьер в 1895 (Франция). Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до философского обобщения в своих произведениях: Р. Флаэрти (США), Й. Ивенс (Голландия), Дж. Грирсон (Великобритания), Д. Вертов, Л. В. Кулешов, Э. И. Шуб (СССР). В историю киноискусства вошли документальные ленты советских режиссеров Р. Л. Кармена "Повесть о нефтяниках Каспия" (1953), М. И. Ромма "Обыкновенный фашизм" (1966), 20-серийный фильм "Великая Отечественная" (коллектив авторов, 1979; в США шел под названием "Неизвестная война"), в 80-е гг. этапным для кинодокументалистов стал фильм латышского режиссера Ю. Подниекса "Легко ли быть молодым?" (1987).
ВЛАСЕНКО Лев Николаевич (р . 1928), российский пианист, педагог, народный артист СССР (1991). 1-я премия на Международном конкурсе пианистов им. Ф. Листа (Будапешт, 1956), 2-я премия на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (Москва, 1958). Профессор Московской консерватории (с 1976).