тыс. эстонцев. Параллельно здесь шел насильственный процесс сплошной коллективизации, прерванный войной.
Вслед за переселенными в годы войны немцами Поволжья, крымскими татарами, чеченцами, ингушами, калмыками, карачаевцами, балкарами (общее их число составляло около 1,5 млн. человек) в послевоенные годы были подвергнуты насильственной депортации и представ
ители других народов (в частности, молдаване).
Началась ревизия истории национальных отношений в России и СССР, в ходе которой любые национальные движения рассматривались как реакционные и вредные. Усилилось и давление на национальные отряды интеллигенции, традиции и культуру "малых народов". Так, с
1951 г. началась критика национального эпоса мусульманских народов как "клерикального и антинародного".
Особого размаха национальная нетерпимость достигла в отношении представителей еврейской нации. Еще в годы войны был создан Еврейский антифашистский комитет (во главе его стоял выдающийся актер С. Михоэлс). После войны он превратился в центр национального
объединения. Представители комитента в беседах с официальными лицами предлагали создать еврейскую автономию в Крыму или Поволжье. Это было представлено властями как свидетельство "проамериканского сионистского заговора". Михоэлс в 1948 г. был убит агент
ами МГБ. С ноября 1948 г. начались аресты членов Антифашистского комитета и других еврейских интеллигентов, "людей без руду, без племени", обвиненных в "космополитизме". В мае - июле 1952 г. состоялся закрытый судебный процесс, приговоривший лидеров коми
тета к расстрелу.
Одновременно власти начали выделять русский народ в качестве "наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав Советского Союза". Это было по существу отказом от прежних положений, когда русский народ был представлен первым среди равных.
Откровенный национализм проявлялся не только в назначении руководителями многих союзных и автономных республик русских, а не национальных кадров, но и в усиленном "научном" обосновании исключительной роли и значения всего русского (в то время как политич
еские и культурные достижения других народов замалчивались).
Все это свидетельствовало по существу о возврате Сталина к идеи "автономизации", на началах которой он предлагал создать союзное государство еще в 1922 г.
вместе с тем это не могло не вызвать в перспективе всплеска национализма в самих национальных районах СССР.
ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
Восстановление "железного занавеса".
Война пробудила в интеллигенции надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденции к относительному смягчению контроля за интеллектуальной жизнью общества получит развитие. Союзни
ческие отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной Армии, не только прорвали "железный занавес", но и создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними.
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р . 1943), российский живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1981 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского, 1984-1988, серии: "Туши с натюрмортом", 1986, "Мясник", 1987), серии литографий ("Чрево Парижа", 1977, к балетам И. Ф. Стравинского, 1989, к произведениям В. С. Высоцкого, 1980-е гг., "Карнавалы Санкт-Петербурга", 1992), скульптурных произведений ("Ребекка с маской", 1977, серия "Карнавал Санкт-Петербурга", 1986, памятник Петру I в Санкт-Петербурге, 1991). Государственная премия Российской Федерации (1993).
ОТАН-ЛАРА (Autant-Lara) Клод (р . 1903), французский кинорежиссер. Фильмы: "Дьявол во плоти" (1947), "Красное и черное" (1954), "Через Париж" (1956), "В случае несчастья" (1958), "Не убий" (1960), "Картошка" (1969), "Глория" (1977) и др.
ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Josquin Despres) (ок . 1440-1521 или 1524), франко-фламандский композитор. Обобщил достижения полифонической нидерландской школы. Его гуманистическое искусство оказало большое влияние на развитие западноевропейской музыки.