СССР в 1945-1953 гг.
СССР в 1945-1953 гг.
Страница 8

тыс. эстонцев. Параллельно здесь шел насильственный процесс сплошной коллективизации, прерванный войной.

Вслед за переселенными в годы войны немцами Поволжья, крымскими татарами, чеченцами, ингушами, калмыками, карачаевцами, балкарами (общее их число составляло около 1,5 млн. человек) в послевоенные годы были подвергнуты насильственной депортации и представ

ители других народов (в частности, молдаване).

Началась ревизия истории национальных отношений в России и СССР, в ходе которой любые национальные движения рассматривались как реакционные и вредные. Усилилось и давление на национальные отряды интеллигенции, традиции и культуру "малых народов". Так, с

1951 г. началась критика национального эпоса мусульманских народов как "клерикального и антинародного".

Особого размаха национальная нетерпимость достигла в отношении представителей еврейской нации. Еще в годы войны был создан Еврейский антифашистский комитет (во главе его стоял выдающийся актер С. Михоэлс). После войны он превратился в центр национального

объединения. Представители комитента в беседах с официальными лицами предлагали создать еврейскую автономию в Крыму или Поволжье. Это было представлено властями как свидетельство "проамериканского сионистского заговора". Михоэлс в 1948 г. был убит агент

ами МГБ. С ноября 1948 г. начались аресты членов Антифашистского комитета и других еврейских интеллигентов, "людей без руду, без племени", обвиненных в "космополитизме". В мае - июле 1952 г. состоялся закрытый судебный процесс, приговоривший лидеров коми

тета к расстрелу.

Одновременно власти начали выделять русский народ в качестве "наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав Советского Союза". Это было по существу отказом от прежних положений, когда русский народ был представлен первым среди равных.

Откровенный национализм проявлялся не только в назначении руководителями многих союзных и автономных республик русских, а не национальных кадров, но и в усиленном "научном" обосновании исключительной роли и значения всего русского (в то время как политич

еские и культурные достижения других народов замалчивались).

Все это свидетельствовало по существу о возврате Сталина к идеи "автономизации", на началах которой он предлагал создать союзное государство еще в 1922 г.

вместе с тем это не могло не вызвать в перспективе всплеска национализма в самих национальных районах СССР.

ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

Восстановление "железного занавеса".

Война пробудила в интеллигенции надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденции к относительному смягчению контроля за интеллектуальной жизнью общества получит развитие. Союзни

ческие отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной Армии, не только прорвали "железный занавес", но и создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ГЛОССОЛАЛИЯ (от греч . glossa - язык и lalia - болтовня, пустословие), особый вид расстройства речи: произнесение бессмысленных сочетаний звуков, сохраняющих некоторые признаки связной речи (темп, ритм, структура слога и т. п.).

ЕВДОКСИЙ Севастийский (ум . ок. 320), христианский мученик-воин, пострадавший в Севастии в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 3 (16) ноября, в Католической - 2 ноября.

ФРЕЙНДЛИХ Бруно Артурович (р . 1909), российский актер, народный артист СССР (1974). На сцене с 1931. С 1948 в Ленинградском (ныне Российском) театре драмы им. Пушкина. Роли: Барон ("На дне" М. Горького, 1956), Балясников ("Сказки старого Арбата" А.Н. Арбузова, 1971) и др. Снимался в фильмах: "Александр Попов" (1949), "Отцы и дети" (1959). Государственная премия СССР (1951).



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru