В процессе выявления и описания сущностных атрибутов и базовых форм социальных ограничений любой исследователь неизбежно столкнётся с рядом трудностей. Одна из них заключается в отсутствии полной подробной истории социальных ограничений, или, точнее, истории написанной в ракурсе видения и понимания социальных ограничений, изменения их структуры и динамики. Конечно, отдельные и важные исследования в этой области есть. В частности, значительный вклад в исследование истории социальных ограничений внёс М. Фуко, такими своими работами как «Археология гуманитарного знания», «История безумия в классическую эпоху», «Надзирать и наказывать» (См. 424-426) и др. Следует также выделить соответствующие исследования Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, М. Вебера, Ж. Делёза и Ф. Гваттари, Г. Дебора, Ж. Деррида, К. Маркса и Ф.Энгельса, Г. Маркузе, П.А. Сорокина, М. Хоркхаймера и Т. Адорно; многочисленные социально-критические исследования различных авторов от Р. Генона до В.И. Ленина, и от Б. Спинозы до Э. Канетти и С.Г. Кара-Мурзы.
Как видно, отдельных, разрозненных исследований истории социальных ограничений много, но общей истории развития социальных ограничений нет, именно в силу не осмысленности феномена социальных ограничений. Поэтому в данной работе делается попытка осмысления феномена социальных ограничений, а не написания его истории.
Одна из сложностей в описании системы социальных ограничений заключается в проблеме соответствия представленной модели реально существующим обществам и их социальным ограничениям. Именно этого у многих авторов описывающих частные аспекты социальных ограничений не наблюдается из-за плохого знания фактологии, неспособности адекватно соотнести абстрактное и конкретное, идеологической, политической и экономической ангажированности, наконец, из-за сознательного манипулятивного подхода к описываемым явлениям и по другим причинам. В общем, мы сталкиваемся в данном случае с опасностью и соблазном мифологизации социальных ограничений. Рассмотрим некоторые примеры этого явления.
Б.П. Вышеславцев выделил в этой связи довольно распространённую методологическую ошибку. «Каждый исследователь и мыслитель, которому открывается новый закон или новая категория бытия, имеет неискоренимое стремление объяснить из этого открытия всё бытие. Такую тенденцию к абсолютизации отдельных моментов, присутствующих в общей системе бытия мы встречаем на каждом шагу в истории философии и науки… Ту же самую ошибку мы встречаем у Маркса и Энгельса: Маркс заметил зависимость духовных функций от функций хозяйства, … которая часто игнорировалась ложным спиритуализмом, и тотчас провозгласил хозяйство единственным достаточным основанием культуры и истории»(88, с.138-139). То есть в марксизме (и, к сожалению, не только в нём) мы видим мифологизирующую абсолютизацию социально ограничительной зависимости людей от техники (средств производства) и экономического «базиса», при игнорировании зависимости самой техники и экономики от культуры – права, науки и т.п. Одним из парадоксов марксизма стало то, что, говоря о социальном освобождении хотя бы и одного класса, это социоцентристское учение одновременно постулировало и созидало жёсткую социальную ограниченность человека, его детерминированность и подчинённость технике, экономике, общественному сознанию, «социальным законам», обосновывало социальную замкнутость посредством атеизма и антиэкологизма. Таким образом, марксизм стал не только методологией исследования социальных ограничений, сколько идеологией их создания и углубления. К сожалению, это родовая черта любой идеологии, как искажающей реальность мировоззренческой системы, направленной на реализацию социальных и политических интересов одних групп за счёт других. «Сам марксизм создал «троянского коня», в чреве которого ввозились идеи, разрушающие общество, принявшее марксизм в качестве идеологии»(189, с.163), - писал С.Г. Кара-Мурза. В случае марксизма мы имеем целый комплекс методологических недостатков: это и незнание исторической фактологии развития неевропейских обществ, приведшее к вульгарному евроцентризму, и расхождение абстрактного и конкретного, и ангажированность, и манипулятивность. Популярность же этой и многих других идеологий способна лишь вызвать подозрение в их истинности, ибо, как говорил Биант Приенский, «худших везде большинство»(384, с.31), а Пифагор добавлял: «По торной дороге не ходи»(384, с.42).
ЕГИПЕТ (араб . Миср), Арабская Республика Египет (Гумхурия Миср аль-Арабия), государство на северо-востоке Африки и на Синайском п-ове в Азии. 1001,4 тыс. км2. Население 57 млн. человек (1993); 98% египтяне (арабы египетские), а также нубийцы, берберы и др. Городское население 43,9% (1986). Официальный язык - арабский. Государственная религия - ислам (суннитского толка), ок. 10% населения - христиане (копты). Административно-территориальное деление: 26 мухафаз (губернаторств). Столица - Каир. Глава государства - президент. Законодательный орган - однопалатное Народное собрание. На севере омывается водами Средиземного м., на востоке - Красного м. Ок. 96% всей территории - пустынные районы, 3% - дельта и долина р. Нил. Климат на севере субтропический, на остальной территории - тропический пустынный. Средние температуры января от 11-12 °С на севере до 15-16 °С на юге, июля соответственно 25-26 °С и 30-34 °С. Осадков в год менее 100 мм на большей части территории, 200-400 мм на севере. Единственная река - Нил. Крупные запасы подземных вод. Щебнистые и песчаные пустыни. В долине и дельте Нила - культурная растительность. Резерват Вади-Ришраш. Историю Египта до завоевания его Римом (30 год до н. э.) см. в ст. Египет Древний. До 395 провинция Рима. В 395-639 провинция Византии. После перехода Египта под власть арабов (639-642) в стране распространился ислам; высокого уровня достигла культура, развивавшаяся на арабском языке. Экономическое и политическое значение Египта возросло при Фатимидах. В 1171-1250 находился под властью Айюбидов, в 1250-1517 - мамлюкских султанов, правление которых - апогей военного и политического могущества Египта в средние века. В 1517 вошел в состав Османской империи. Фактически с 18 в. в Египте правили мамлюкские эмиры (1711-98), затем паши (с 1867 - хедивы) из династии Мухаммеда Али. В 1882 после подавления национально-освободительного движения 1879-82 оккупирован Великобританией, которая в 1914 установила над Египтом протекторат. В результате подъема национально-освободительного движения 1919-21 протекторат упразднен, и Египет провозглашен (1922) независимым королевством. Однако в стране оставались английские войска, экономика контролировалась Великобританией. В результате июльской революции 1952 в 1956 из Египта были выведены английские войска, национализирован Суэцкий канал. В июне 1953 Египет провозглашен республикой. В 1956 Египет отразил англо-франко-израильскую агрессию. В 1958 Египет вместе с Сирией образовал Объединенную Арабскую Республику (ОАР). Это название сохранял и после выхода из ОАР в 1961 Сирии; с сентября 1971 Египет официально называется Арабской Республикой Египет (АРЕ). Правительство президента Насера осуществило ряд социально-экономических реформ (аграрная, национализация банков, промышленности и т. д.). После смерти Насера (1970) стали укрепляться позиции египетского частного капитала. В 1976 президент АРЕ А. Садат (1970-81) денонсировал советско-египетский договор о дружбе и сотрудничестве, заключенный в 1971. В 1967 Израиль оккупировал Синайский п-ов вплоть до Суэцкого канала (частично освобожден после военных действий в октябре 1973; израильские войска выведены в 1982). В 1979 Египет подписал под эгидой США израильско-египетский мирный договор. Объявленное в 1981 чрезвычайное положение регулярно продлевается, что связывается с деятельностью исламских фундаменталистов. Египет - аграрно-индустриальная страна. Доля в ВВП (1989, %): промышленность 20,7, сельское хозяйство 19,7. Главная экспортная сельскохозяйственная культура - длинноволокнистый хлопчатник. Возделывают рис, кукурузу, пшеницу, сахарный тростник и др. Животноводство: крупный рогатый скот, козы, овцы; птицеводство. Рыболовство. Производство электроэнергии 40,5 млрд. кВт·ч (1991). Добыча нефти, фосфатов, железной руды и др. Текстильная (производство хлопчатобумажных тканей), швейная, пищевкусовая промышленность. Черная и цветная металлургия, машиностроение. Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, производство минеральных удобрений. Длина (1991, тыс. км) железных дорог 8,8, автодорог 48,8. Тоннаж морского торгового флота 1,68 млн. т дедвейт. Главные порты: Александрия, Порт-Саид, Суэц. Экспорт: нефть и нефтепродукты (ок. 60% стоимости), хлопок и хлопчатобумажная пряжа, продовольственные и промышленные товары. Основные внешнеторговые партнеры: США, Франция, Германия, Япония. Денежная единица - египетский фунт.
БЕЛЛИНСГАУЗЕНА КОТЛОВИНА , подводная котловина на юго-востоке Тихого ок., между материковыми склонами Антарктиды, Юж. Америки и Юж.-Тихоокеанским, Вост.-Тихоокеанским и Чилийским поднятиями. Глубина до 5399 м. Названа по имени Ф. Ф. Беллинсгаузена.
ЦИТОХРОМЫ (дыхательные ферменты) , сложные белки (гемопротеиды), осуществляющие в живых клетках ступенчатый перенос электронов и (или) водорода (посредством обратимого изменения валентности атома железа в геме) от окисляемых органических веществ к молекулярному кислороду. При этом образуется богатое энергией соединение - АТФ.