Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Страница 25

Определив социальные ограничения как системную совокупность явных и неявных социокультурных правил и норм, моделей поведения, стереотипов мышления, средств, способов и результатов самовыражения людей, которым они сознательно или бессознательно, подчиняются и за пределы которых они не могут или не хотят выходить даже в случае необходимости, мы имплицитно уже предполагаем бытие социальных ограничений как некой системы.

Если социальные ограничения представляют собой систему, то для их изучения логичным и целесообразным будет применение метода системного анализа (См. 1, 55, 339, 404, 448) Системный анализ явился закономерным итогом развития диалектики как учения о всеобщих взаимосвязях и развитии мировых явлений и процессов. Пройдя путь от Гераклита и Платона до Гегеля, К. Маркса, русской философии и синергетики диалектический метод познания мира нашёл своё естественное выражение в системной методологии. Системный подход в различных своих вариантах проявлялся в учениях очень разных мыслителей: от философии всеединства В.С. Соловьёва до тектологии А.А. Богданова и от органицизма Н.О. Лосского до биокосмической культурфилософии О. Шпенглера. Н.О. Лосский своё понимание системности выразил так: «Органическое и неорганическое миропонимание вот главные противоположности, разделяющие представителей различных философских учений о мире… Встретившись с сложным целым, которое можно разделить или в котором можно различить части А, В, С, D, сторонник неорганического миропонимания стремится понять его как составленное из элементов А, В, С, D, считая их способными существовать самостоятельно, совершенно независимо друг от друга, и от целого, в котором они найдены… Сторонник органического мировоззрения понимает всякую множественность и целость, прямо противоположным способом. Первоначально существует целое, и элементы способны существовать и возникать только в системе целого. Поэтому нельзя объяснить мир как результат прикладывания А к В, к С и т.д.: множественность не образует целого, а, наоборот, порождается из единого целого»(254, с.340-341). Действительно, из неорганического, несистемного подхода объяснить социальные ограничения будет затруднительно, так как отдельные социальные ограничения будут представлять собой лишь легко обходимые фрагменты границы. Социальные ограничения, понимаемые атомистически и номиналистически, в духе Демокрита («существуют только атомы и пустота»), не будут ограничениями в подлинном смысле, ибо существующее между ними «пустое пространство» уничтожает непроницаемость границ. Поэтому понимание социальных ограничений как действительно существующего и ограничивающего явления побуждает нас рассматривать их именно как систему, то есть «взаимодействующую совокупность компонентов, связей и отношений, объединённых единой функцией»(162, с.7). Бытие любой системы в свою очередь определяется в основном тремя факторами: влиянием внешних по отношению к ней явлений и объектов – среды, заложенной в систему программой (концепцией) развития, которая может быть и плодом самостоятельного творчества системы и её самоуправлением, как проявлением её свободы выбора. Влияние среды является для системы материально детерминирующим, влияние её программы – целерационально (идеально) детерминирующим, а самоуправление является фактором свободы, преодолевающим детерминизм и присущим далеко не всем системам, а только высокоразвитым. Отсюда следует, что для понимания системы социальных ограничений необходимо выявить, прежде всего, их программу функционирования, а значит и их цели и ценности, которые и являются их главными сущностными атрибутами. «Программа функционирования» социальных ограничений закономерно определяет их структурно-функциональные особенности, которые, по сути, являются её материализацией, воплощением. Эта программа определяет и общий характер «самоуправления» или синергетической самоорганизации системы, если, конечно, не рассматривать её в качестве самостоятельного духовного существа. Однако в данном случае, речь следует вести, скорее о хозяевах этой системы, осуществляющих её управление, хотя и сама система логикой своей самоорганизации и развития может подталкивать даже её хозяев, а не только свои структурные элементы к определённым действиям. Системное единство социальных ограничений, очевидно, задаётся следующей из их определения социально ограничительной функцией, сущность которой будет разобрана ниже.

Страницы: 21 22 23 24 25 26 27 28 29

ЮКАВА Хидэки (1907-81) , японский физик, иностранный член АН СССР (1966). Предсказал (1935) существование мезонов, развил основные положения мезонной теории. Предсказал (1936, совместно с С. Сакатой) электронный захват. Нобелевская премия (1949). Золотая медаль им. Ломоносова АН СССР (1964).

ТРИНИДАД И ТОБАГО , Республика Тринидад и Тобаго (Republic of Trinidad and Tobago), государство в Вест-Индии, на островах Тринидад и Тобаго. 5,1 тыс. км2. Население 1,25 млн. человек (1990), главным образом тринидадцы-индопакистанцы и тринидадцы-креолы. Городское население 69% (1993). Официальный язык - английский. Верующие - христиане (ок. 70%), индуисты. Административно-территориальное деление: 9 графств. Столица - Порт-оф-Спейн. Входит в Содружество. Глава государства - президент. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Сенат и Палата представителей). Большая часть островов преимущественно низменные равнины. На о. Тринидад горы (на севере) высотой до 940 м, на о. Тобаго (на северо-востоке) - высотой до 579 м. Климат субэкваториальный, жаркий и влажный. Среднемесячные температуры 25-27 °С. Осадков от 1200 до 3800 мм в год. Вечнозеленые леса, резерваты, морской заповедник. О-ва Тринидад и Тобаго в древности населяли индейцы. В кон. 15 в. острова были открыты испанцами, которые превратили их в свои колонии. В 1797 Тринидад захвачен Великобританией и в 1802 официально закреплен за ней, в 1814 Тобаго также перешел во владение Великобритании. В 1899 Тобаго был административно присоединен к Тринидаду. В 1950 Тринидаду и Тобаго было предоставлено внутреннее самоуправление. С 1962 независимое государство. С августа 1976 Тринидад и Тобаго - республика. Основа экономики - нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность и обслуживание иностранных туристов. Доля в ВВП (1992, %): горнодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность 22,8 обрабатывающая промышленность 9,0. Большая часть добычи и 3/4 переработки нефти контролируются компаниями США. Кроме местной, перерабатывают импортную нефть (главным образом из Венесуэлы). Добыча асфальта, природного газа, гипса. Химические, текстильные, цементные, пищевкусовые предприятия. Производство электроэнергии 3,3 млрд. кВт?ч (1987). Основная экспортная сельскохозяйственная культура - сахарный тростник. Выращивают какао, кофе, табак, бананы, рис, цитрусовые. Животноводство развито слабо. Рыболовство. Протяженность автодорог 7,9 тыс. км (1987). Главный морской порт - Пуэнт-а-Пьер. Экспорт нефти, нефтепродуктов, сахара. Основные внешнеторговые партнеры: США, страны ЕЭС и Карибского сообщества. Денежная единица - доллар Тринидад и Тобаго.

УЧИЛИЩЕ , название ряда учебных заведений - профессионально-технических, средних специальных, высших (напр., Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, высшее военное училище); в Российской империи - некоторых общеобразовательных школ (одно-, двухклассное училище, высшее начальное, реальное, коммерческое).



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru