Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Страница 23

Духовно развитые и активные личности или группы получают в этой ситуации возможности самостоятельного формирования желательных им социальных тенденций, в частности, посредством захвата идеологической, политической и экономической власти, а невежественные и инертные массы становятся жертвами и исполнителями созданных господствующими группами «социальных законов». Оказывается, даже «Маркс провозглашает, что… и Труд и Капитал – становятся не просто игрушками в руках объективной логики истории, но сознательными и самостоятельными ее субъектами, способными не только подчиняться необходимости, но и управлять важнейшими историческими процессами, предуготовлять их, провоцировать, проектировать, утверждать свою автономную волю. Речь идет не об индивидуальном или групповом, но о классовом субъекте» (149-Т.1, с.21). Исходя из этого представления можно, например, разрешить давний спор о роли личности и народных масс в истории: чем выше их уровень развития и активности (и чем невежественнее и пассивнее их оппоненты), тем значительнее должна быть их роль в истории. Но это лишь тенденция, которая может осуществиться, а может и не осуществиться в силу возможного вмешательства различных иных, социальных и внесоциальных влияний, а не абсолютный и повторяющийся закон. Множество развитых и активных личностей и групп никак не повлияли на историю, потому что их деятельность противоречила другим социальным или природным тенденциям, или свободному выбору масс, например.

Столь же трудно прогнозируемыми из-за наличия у социальных деятелей свободы воли (помимо сложности социального организма) являются и результаты природных влияний на общество. Так, астрологические прогнозы не сбываются не потому, что астрология в принципе является лженаукой (хотя астрологи могут быть коррумпированы, ошибаться и их методы могут быть несовершенны), и не потому, что исследуемые ими влияния слишком слабы – А.Л. Чижевский доказал обратное (См. 449), а прежде всего потому, что реакции свободно волящего социального деятеля могут быть и скорее всего будут разными при сходных космических влияниях. С другой стороны, многие древние общества тщательно ориентировались в своей деятельности на природно-космические ритмы не только потому, что по сравнению с современной цивилизацией якобы больше зависели от природы, а потому, что пытались так использовать природу максимально эффективным для себя образом, не разрушая её. Мировоззрение и сознание этих обществ также существенно отличалось от современного. В природе они видели циклы, имеющие начало и конец; вписываясь в эти циклы, они получали возможность периодически уничтожать своё прошлое, творить свою историю заново, становясь лучше. Это избавляло древних от подчинённости своему прошлому и вождям, что характерно для живущих в линейном времени наших современников, отмечал М. Элиаде (См. 479). Несложно догадаться, что и «социальные законы» были в древних обществах иными.

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26 27

ШЕРЕМЕТЕВ Борис Петрович (1652-1719) , генерал-фельдмаршал (1701), граф (1706), сподвижник Петра I. С 1681 воевода, участвовал в Крымских и Азовских походах. Во время Северной войны командовал войсками в Прибалтике, на Украине и в Померании, главнокомандующий армией в Полтавском сражении и Прутском походе.

ЗОТИК Томский (Кюстенджийский) (ум . 320), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 13 (26) сентября.

ФОРМАН (Forman) Милош (р . 1932), режиссер, сценарист. Родился в Чехословакии. В 1968 эмигрировал в США. Получил мировую известность после первого фильма "Черный Петр", 1963 (главный приз кинофестиваля в Локарно). В "чешский период" снимал сатирические комедии, исследуя жизнь простых людей в повседневном существовании, иронически изображая их странности и причуды. Эти качества отчасти свойственны и первым фильмам его "американского периода" - "Отрыв" (1971; "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля) и "Волосы" (1979). Главный фильм - "Полет над гнездом кукушки" (1975, по К. Кизи), притча о конфликте личности и репрессивного общества (5 премий "Оскар"). Поставил также: "Амадей", 1984; "Вальмон" (по Ш. де Лакло), 1989 и др. В 1996 осуществил постановку фильма "Народ против Ларри Флинта", удостоенного премии "Оскар" (1997).



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru