Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Страница 62

Также как этические социальные ограничения, многие эстетические нормы принимаются большинством людей бессознательно. Как замечает Р.А. Уилсон, мало кто захочет есть из квадратной тарелки, но как можно добавить, мало кто и задумывается, почему тарелки круглые. Эти социальные ограничения наиболее значимы в искусстве и нашли свое выражение в представлениях о прекрасном и различных канонах художественного творчества.

Эстетические нормы также отличаются широким разнообразием, «цветущей сложностью» среди разных культур. В иудейской и исламской культурах, например, запрещено изображение человека и животных, так это якобы является попыткой узурпацией божественного права на творение живого и недостойным его копированием. В противовес этому в этих культурах получили развитие геометрические и растительные орнаменты. Подобные запреты на изображение человека и животных является типичным социально эстетическим ограничением имеющим, однако, этический источник, так как изображать живое – это в господствующих в этих обществах религиях грех. Если попытаться выявить концептуальные основы этого запрета, то можно предположить, что его негативной основой была цель подавить образное мышление у данной группы людей, а позитивной – развить у них в противовес абстрактно-логическое мышление и восприятие или, допустим, отвлечь их от внешнего мира и обернуть к миру внутреннему.

У одного из индейских племён из джунглей Амазонии всем, достигшим определённого возраста членам племени, подрезали нижнюю губу и вставляли в надрез особую дощечку; у бирманцев считалось красивым вытягивать у женщин шею посредством металлических колец; в средневековом Китае у женщин красивыми считались маленькие ступни, для чего их с детства туго пеленали, хотя ходить потом было неудобно. В Западной цивилизации эстетические формы социальной незрелости и глупости выражаются в пирсинге, некоторых татуировках, размах которых вынуждает европейских законодателей принимать ограничительные меры. Пирсинг является типичным проявлением этико-эстетической лжесвободы, ведущей к психофизической деградации человека. Как видно, не все «древние заботились о силе и развитии человека как такового, новые – о его благополучии, его имуществе и способности к приобретению дохода» (119, с.28). К.А. Свасьян в своей работе, посвящённой становлению европейской науки, показывает взаимосвязь гносеологических и эстетических ограничений и норм. «Идеал познавательной чистоты, взыскуемый классической эпохой, странным образом уживался с каким-то свирепым культом телесных неопрятностей»(367, с.210). Так, от «короля-Солнца» Людовика XIV, по свидетельству одной придворной дамы, пахло, как от падали, а стены парижских домов, не исключая и королевского дворца, были облеплены грязью, улицы представляли собой сточные канавы. По свидетельству И.Л. Солоневича, при французском дворе на стол ставилась тарелочка для убитых вшей, и ещё в начале 19 века парижане бойкотировали спектакли Шекспира за платок Дездемоны, полагая, что сморкаться следует на землю или пол.

Страницы: 58 59 60 61 62 63 64 65 66

РУДОЛЬФА ОСТРОВ , самый северный остров в арх. Земля Франца-Иосифа. Ок. 297 км2. Высота до 461 м. Почти покрыт ледниковым покровом. Полярная станция (с 1932). Назван австрийским исследователем Ю. Пайером по имени австрийского наследного принца.

АЗОЛЬСКИЙ Анатолий Алексеевич (р . 1930), русский писатель. Публикуется с 1987, хотя многие произведения написаны раньше. В повестях ("Окурки", 1993; "Берлин - Москва - Берлин", 1994; "Война на море", "Клетка", обе 1996) и романах ("Степан Сергеич", 1987; "Затяжной выстрел", 1988) обращается к социально-нравственным проблемам и коллизиям советской истории. Сборник повестей "Легенда о Травкине" (1990).

ГУАНЧИ , коренное население Канарских о-вов. После испанского завоевания (15 в.) основная часть была истреблена или вывезена в рабство. Оставшиеся гуанчи смешались с испанцами.



Copyright © 2019 www.politicaledu.ru