Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Страница 61

Этические ограничения, носящие в общем внутренний, рекомендательный характер воплощаются в правовых ограничениях, имеющих уже обязательный характер. В отличие от этики, право имеет более механистичный и изменчивый характер, подобно всем низшим, вторичным социальным ограничениям по сравнению с высшими, первичными. Правовые ограничения часто запутаны, двусмысленны, противоречивы и не способны охватить собой все явления жизни, а потому нуждаются в корпусе истолкователей (юристов) и применителей (судей, чиновников и т.п.), которые при конкретном применении тех или иных правовых норм руководствуются в конечном итоге именно этическими установками, в том числе и маскируемыми под «интересы» и «потребности». Этические социальные ограничения как представления о хорошем и плохом, допустимом и недопустимом, должном и не должном в очень значительной степени детерминируют не только правовые, но и экономические, политико-управленческие, научно-технические, образовательно-информационные, военно-силовые сферы и отношения общества. Значение этических установок и ограничений хорошо показано в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (71).

Эстетика как социальные представления о прекрасном и безобразном, изображаемом и не изображаемом, гармоничном и дисгармоничном также является одной из базовых форм идеологии. Эстетические нормы очень важны для материальной культуры в целом, а не только для искусства, ибо, в конечном счете, именно они определяют облик и формы большинства изделий материальной культуры, вид наших городов, одежды, всего рукотворного мира. «Шапка-мурмолка, кепи и тому подобные вещи гораздо важнее, чем вы думаете; внешние формы быта, одежды, обряды, обычаи, моды, все эти разности и оттенки общественной эстетики… вовсе не причуда, не вздор, не чисто «внешние вещи», как говорят глупцы, нет, они суть неизбежные последствия, органически вытекающие из перемен в нашем внутреннем мире, это неизбежные пластические символы идеалов, внутри нас созревших или готовых созреть…»(240, с.168), - писал К.Н. Леонтьев.

Страницы: 57 58 59 60 61 62 63 64 65

АЛЕШКОВСКИЙ Юз (наст . имя Иосиф Ефимович) (р. 1929), русский писатель. С 1979 в эмиграции. Начинал как автор книг для детей ("Два билета на электричку", 1965, "Кыш, Два портфеля и целая неделя",1970) и исполнитель собственных песен ("Товарищ Сталин, вы большой ученый" и др.). В сатирической прозе, первоначально распространявшейся в самиздате (повесть "Николай Николаевич", 1970, роман "Кенгуру", 1974-75 и др.) - изображение маргинальных типов из низших социальных слоев; элементы гротеска, фантастики, употребление ненормативной лексики. Пафос разоблачения коммунизма (роман "Рука", 1977-80), антисемитизма ("Карусель", 1983) и т. д. Другие книги: "Синенький скромный платочек" (1982), "Смерть в Москве" (1985), "Блошиное танго" (1986).

ИСИКАРИ , низменность на западе о-ва Хоккайдо, важный сельскохозяйственный район Японии (посевы риса, зерновых). На Исикари - г. Саппоро.

ЖЕРУХА , род многолетних растений семейства крестоцветных. 6 видов, в умеренном поясе Евразии, в Сев. Африке, в горах тропической Африки и в Сев. Америке. Жеруху лекарственную употребляют в пищу как приправу для салатов; в ряде стран введена в культуру.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru