Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Страница 64

«Наука сталкивается всегда только с тем, что допущено в качестве доступного ей предмета её способом представления» (428, с. 319), – писал М. Хайдеггер. Развитие различных научных представлений описано в известной работе Т. Куна «Структура научных революций»(220), из российских исследований этого вопроса можно выделить, монографию А.Г. Дугина (См. 153). «Вульгаризация классической науки, в огромной мере сформировала клише современной ментальности. Но качественная мутация науки в конце XX века не отразилась симметрично на соответствующем изменении общераспространенных ментальных клише. В этом мы сталкиваемся с любопытной асимметрией парадигм. Влияние научной мифологии на массы оказалось более устойчивым, чем основания этой мифологии. И новейшая наука, таким образом, пришла в определенное противоречие с нормативными гносеологическими установками масс» (153, с. 362), – писал А.Г. Дугин. Эти высказывания свидетельствуют о парадигмальной ограниченности научных знаний и методологий и о далеко не простом взаимодействии научного и обывательского представлений о мире, которые сегодня пришли в конфликт.

«…Мы вынуждены также признать, отмечал А.Г. Дугин, - что человек превратился из обезьяны в человека только в эпоху Просвещения. Как ни странно это звучит, но аксиомы современной философской антропологии сложились именно на заре Нового времени, и в качестве эталона человека был взят именно человек этого периода. Правда, сразу же вслед за этим такая антропологическая установка была признана всеобщей и экстраполирована на всю историю. Там же, где структура человеческого сознания всерьез расходилась с рационалистическими нормативами Просвещения, например, у «дикарей», «примитивных народов» к ним царило отношение, как и «нелюдям», что помимо всего прочего служило оправданием рабства и колонизации. Показательно, что Западный расизм и позорная практика работорговли в Америке сосуществовали с развитием либеральных и рационалистических доктрин, а виднейшие прогрессисты часто являлись рабовладельцами с расистским подтекстом. И одним из показателей отличия людей от «недолюдей» в Новое время был именно уровень технического развития, т.е. уровень отчуждения человеческого субъекта от объектной природы. Редкой для эпохи Просвещения была позиция Жан-Жака Руссо, воспевавшего «добрых дикарей» и считавшего развитие техники источником роста человеческих пороков» (153, с.348-349). Последний пример показывает важность и остроту не только для науки, но и для других социальных сфер онтологических и гносеологических идеологических установок. Они, по сути, задают границы не только мирозданию, но и самому человеку.

Онтологические и гносеологические социальные ограничения тесно связаны с языковыми, слабее – с этическими ограничениями. Однако эта ситуация характерна только для современного общества и современной науки, которая требует точных языковых дефиниций, но при этом разделяет знание и этику, хотя об ответственности учёных за результаты своего труда говорят довольно часто. В античной науке, напротив, стремились достичь идеалов гармонии истины, добра и красоты, в средневековье этические ограничения даже подавляли гносеологические и научные изыскания. М. Фуко показал, что «фактически дознание было начальным, но основополагающим элементом формирования эмпирических наук… Пожалуй, правильно сказать, что… естественные науки, до некоторой степени, возникли в конце средних веков из практики дознания… На пороге классического века Бэкон, законовед и государственный муж, пытался перенести в область эмпирических наук методы дознания»(425, с.331-332). Так гносеологические ограничения смыкались с политическими и правовыми.

Страницы: 60 61 62 63 64 65 66 67 68

ВИЛЬСОН (Уилсон) Томас Вудро (1856-1924) , 28-й президент США (1913-21), от Демократической партии. Провел ряд либеральных законов. Еще до вступления США в 1-ю мировую войну (апрель 1917) выдвинул идею создания послевоенного союза государств, наиболее полно получившую отражение в т. н. "Четырнадцати пунктах" (январь 1918); выступал за учреждение Лиги Наций. Нобелевская премия мира (1920).ВИЛЬСОН (Wilson) Томас Вудро, Вильсон Вудро (28 декабря 1856, Стантон, штат Виргиния - 3 февраля 1924, Вашингтон), государственный деятель, 28-й президент Соединенных Штатов Америки (1913-21), с его именем связаны глубокие реформы в американском обществе и утверждение США как мировой державы. Карьера Вильсон родился в семье пресвитерианского проповедника шотландско-ирландского происхождения. В начале 1880-х гг. он отказался от употребления имени Томас. В 1879 окончил Принстонский университет. Изучал право в Виргинском университете. В 1882-83 занимался юридической практикой в Атланте (штат Джорджия). С 1883 занимался в историческом семинаре Герберта Б. Адамса в университете Джона Хопкинса, в 1886 получил степень доктора философии за книгу "Правление конгресса" (1885). В 1885-88 - преподаватель истории в женском колледже Брин-Мор (штат Пенсильвания), в 1889-90 - в Уэслианском университете, (штат Коннектикут). С 1890 - профессор юриспруденции, политэкономии и политических наук в Принстонском университете, с 1902-10 его президент. Опубликовал несколько популярных работ по истории и государственному устройству США. В 1911-13 - губернатор Нью-Джерси, где осуществил широкую программу прогрессивных реформ. В 1912 как представитель Демократической партии США под лозунгом "новой свободы" одержал победу на президентских выборах над Т. Рузвельтом и У. Х. Тафтом. Вторично избран в 1916 под лозунгом "Он удержал нас от войны".Внутренняя политика Вильсон занял Белый дом, полагая, что США вступили в наиболее важный со времен Гражданской войны период своего развития. Он был убежден, что история - это "эра реформ, но не революций". В своей политике руководствовался принципом: "государство существует для общества, а не общество для государства". Поэтому он выступал за максимальное равенство возможностей для всех граждан внутри страны и за неограниченный доступ к мировым рынкам. В рамках программы построения "новой демократии" осуществил тарифную (1913) и банковскую (1913) реформы, добился принятия антитрестовских законов (1914). Провел также ряд социальных преобразований в интересах фермеров и работников наемного труда. Внешняя политика Вильсон проводил активную политику, направленную на укрепление американских позиций в Карибском бассейне и в Мексике, всемерно способствовал англо-американскому сближению. После начала 1-й мировой войны 1914-18 пытался выступить посредником между европейскими державами. В 1917 Вильсон добился вступления США в войну, предполагая приобрести решающий голос в определении судеб послевоенного мира. В 1917 стремился к развитию сотрудничества с Временным правительством России, вынашивал идею союза "двух величайших демократий мира". После победы большевиков выступил с планом мирного урегулирования ("Четырнадцать пунктов", январь 1918), видя в нем альтернативу международному влиянию большевизма. Вильсон был одним из главных авторов Версальского мирного договора 1919. Однако договор не был ратифицирован сенатом США.Осенью 1919 в результате сильного перенапряжения Вильсона разбил паралич. Он вынужден был прекратить активную государственную деятельность. До истечения президентского срока важнейшие политические решения по существу принимала его жена - Эдит Вильсон. Лауреат Нобелевской премии мира (1919; за вклад в Версальский мирный договор 1919).Несмотря на различные оценки личности и деятельности Вильсона, он признан одной из ключевых фигур в истории США.Сочинения:Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений: Пер. с англ. М., 1905.Новая свобода: Пер. с англ. Одесса, 1905.Литература:Гершов З. М. Вудро Вильсон. М., 1983.Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон, двадцать восьмой президент США. Психологическое расследование. М., 1992.Baker R. S. Woodrow Wilson. Life and Letters: 8 v. Garden City, 1927-29.Link A. S. Wilson: His Life and Work. Princeton, 1964-67. V. 1-5.Papers of Woodrow Wilson / Ed. by A. S. Link. Princeton, 1966-84. (Издание продолжается).Clements K. Presidensy of Woodrow Wilson. Lawrence, 1992.В. В. Носков

ВОДНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ , вид спорта, в основе которого лежит передвижение спортсмена по воде на специальных лыжах с помощью буксирующего катера. Как вид спорта сформировался в 1930-е гг. в США. В Международную федерацию воднолыжного спорта (основана в 1947) входят св. 60 стран (1992). Чемпионаты мира с 1949.

ЖЕЛЕЗА НИТРАТЫ: Fe(NO3)2 и Fe(NO3)3 . Образуют кристаллогидраты, напр., Fe(NO3)3·9H2O. Fe(NO3)3 - протрава при крашении тканей и коагулянт при очистке сточных вод.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru