Идеологические социальные ограничения связывают в единое целое системы внешних ограничений: экономических, правовых, информационно-образовательных и прочих, которые в случае отсутствия координации их с идеологией станут противоречить друг другу и разрушать тем самым социальную систему. То есть, идеологические социальные ограничения выступают для внешних систем социальных ограничений в роли координирующего и системообразующего фактора.
Модель господствующей идеологии, частью которой являются идеологические социальные ограничения, представлена в монографии А.В. Май (259). Автор производит в ней критический анализ советской марксистско-ленинской идеологии. Хотя автор, стоящий на либерально-демократических позициях, придерживается характерной для этой идеологии теории деидеологизации, его модели с определёнными корректировками могут быть применены к любой идеологии, в том числе и его собственной. В авторской модели структуры и функций коммунистической идеологии она создает основные установки, как руководство к действию, фильтрует поступающую из вне информацию, создает нормы поведения граждан и технические правила осуществления целей, является основой составления планов и проектов, запретов на определённую информацию и деятельность, служит основой для пропаганды и дезинформации (См. 259, с.193). Всё перечисленное можно отнести к социально-ограничительным функциям любой идеологии.
А.В. Май справедливо отмечает, что «идеологический фундаментализм вступает в противоречие с условиями нормального существования и развития общества в целом. Это означает, что процесс восприятия данных, необходимых для прогнозирования развития и обучения системы, блокирован» (259, с.196). Действительно, слабостью идеологических социальных ограничений является их неизбежное вступление в противоречие с «реальной жизнью». В этих условиях идеологии могут либо упорствовать в своем догматизме, сохраняя чистоту ортодоксии, либо бесконечно приспосабливаться к миру, что неизбежно приведет эту идеологию к перерождению и гибели, либо пытаться скомбинировать первый и второй варианты, что наиболее трудно, но зато более эффективно. Рассмотреть эти процессы на практике можно через изучение истории религий.
ЛАНГЕДОК (Languedoc) , историческая обл. на юге Франции. Включает департаменты Од, Тарн, Эро, Гар, Ардеш, Лозер, частично Гаронна Верхняя, Тарн и Гаронна, Луара Верхняя. 42,1 тыс. км2. Население ок. 2,5 млн. человек (1982). Главный город - Тулуза. Название "Лангедок" появилось в 13 в. (от названия языка обитателей этой территории - la langue d'oc). В 13 в. - 1790 Лангедок имел статус провинции.
ПСАММИТЫ (от греч . psammites - песчаный), общее название песков и песчаников.
ФИЛАРЕТЕ (Filarete) (наст . фам. Аверлино, Averlino) Антонио (ок. 1400 - ок. 1469), итальянский архитектор и скульптор. Представитель Раннего Возрождения. В "Трактате об архитектуре" (1460-64) дал описание "идеального города".