Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Страница 87

Идеологические социальные ограничения связывают в единое целое системы внешних ограничений: экономических, правовых, информационно-образовательных и прочих, которые в случае отсутствия координации их с идеологией станут противоречить друг другу и разрушать тем самым социальную систему. То есть, идеологические социальные ограничения выступают для внешних систем социальных ограничений в роли координирующего и системообразующего фактора.

Модель господствующей идеологии, частью которой являются идеологические социальные ограничения, представлена в монографии А.В. Май (259). Автор производит в ней критический анализ советской марксистско-ленинской идеологии. Хотя автор, стоящий на либерально-демократических позициях, придерживается характерной для этой идеологии теории деидеологизации, его модели с определёнными корректировками могут быть применены к любой идеологии, в том числе и его собственной. В авторской модели структуры и функций коммунистической идеологии она создает основные установки, как руководство к действию, фильтрует поступающую из вне информацию, создает нормы поведения граждан и технические правила осуществления целей, является основой составления планов и проектов, запретов на определённую информацию и деятельность, служит основой для пропаганды и дезинформации (См. 259, с.193). Всё перечисленное можно отнести к социально-ограничительным функциям любой идеологии.

А.В. Май справедливо отмечает, что «идеологический фундаментализм вступает в противоречие с условиями нормального существования и развития общества в целом. Это означает, что процесс восприятия данных, необходимых для прогнозирования развития и обучения системы, блокирован» (259, с.196). Действительно, слабостью идеологических социальных ограничений является их неизбежное вступление в противоречие с «реальной жизнью». В этих условиях идеологии могут либо упорствовать в своем догматизме, сохраняя чистоту ортодоксии, либо бесконечно приспосабливаться к миру, что неизбежно приведет эту идеологию к перерождению и гибели, либо пытаться скомбинировать первый и второй варианты, что наиболее трудно, но зато более эффективно. Рассмотреть эти процессы на практике можно через изучение истории религий.

Страницы: 83 84 85 86 87 88 89 90 91

ЗАМОРА (Zamora) Рикардо (1901-1978) , испанский спортсмен и тренер (футбол). Один из лучших вратарей в истории мирового футбола. С нач. 1920-х гг. играл в сильнейших командах Испании "Эспаньоле" (Барселона), "Реале" (Мадрид), "Барселоне". 16 лет (1920-36) выступал в составе сборной команды Испании (46 матчей); серебряный призер Олимпийских игр (1920). В разные годы тренировал сборные команды Венесуэлы и Испании, клубные - "Ницца", "Барселона", "Реал" (Мадрид) и другие.

АНАБАЗИС , то же, что ежовник.

ЖУБАНОВА Газиза Ахметовна (р . 1927), казахский композитор, народный артист СССР (1981). Дочь А. К. Жубанова. Оперы "Енлик и Кебек" (1975), "Двадцать восемь" (1981), "Курмангазы" (совместно с А. К. Жубановым, 1987), балеты "Легенда о белой птице", "Хиросима" (1966), вокально-симфонические и симфонические произведения. Профессор Алма-Атинской консерватории (с 1978; в 1975-87 ректор).



Copyright © 2020 www.politicaledu.ru