Государство должно создавать максимальные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя при этом системы воздействия средствами массовой информации, законодательные акты и т.п.
Демократические принципы разрешения национального вопроса могут определить так:
-право наций на самоопределение (хотя нередко это противоречит другому принципу международного права-права на территориальную целостность государства);
-автономия, под которой понимается широкое внутреннее самоопределение для компактно проживающим этноса;
-приоритет права личности;
-равноправие этносов проживающих на одной территории.
Существуют определенные государственно-правовые формы решения национального вопроса; они заключаются в:
- создании автономных образований в рамках унитарного государства (Испания, Великобритания, Дания.)
-создании федеративного государства (Индия, Швейцария и др.)
В современном мире национальное государство по-прежнему остается основной формой политической организации. поэтому в сравнительных политических исследованиях оно и рассматривается как базовая аналитическая единица.
Принятый в современной сравнительной политологии способ характеристики национального государства предполагает выделение четырех этапов его развития
1. государственное развитие;
2. национальное строительство;
3. достижение массового участия;
4. введение политики распределения.
В европейских странах развитие национальных государств началось в 16-17 столетиях. Главными составляющими были:
1. подчинения земельной аристократии монархам и усиление централизации;
2. создание вооруженных сил под командованием монарха;
3. значительного роста чиновничества, занятого сбором налогов и управлением;
4. унификация права
Правители многих молодых независимых государств сталкиваются с проблемами, мало отличающимися от занимавших их европейских коллег два-три столетия назад. Традиционные племенные вожди сопротивляются усилиям по центализации не менее отчаянно, чем когда-то феодальная знать Франции или русские удельные князья. В итоге во многих развивающихся странах государство так и не устоялось, а правительственные органы испытывают острый диффицит дисциплины и независимости от трайбалистских интересов чиновников.
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р . 1943), российский живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1981 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского, 1984-1988, серии: "Туши с натюрмортом", 1986, "Мясник", 1987), серии литографий ("Чрево Парижа", 1977, к балетам И. Ф. Стравинского, 1989, к произведениям В. С. Высоцкого, 1980-е гг., "Карнавалы Санкт-Петербурга", 1992), скульптурных произведений ("Ребекка с маской", 1977, серия "Карнавал Санкт-Петербурга", 1986, памятник Петру I в Санкт-Петербурге, 1991). Государственная премия Российской Федерации (1993).
НОНКОНФОРМИСТЫ (англ . nonconformists, букв. - несогласные), члены английских церковных организаций (пресвитериане, конгрегационалисты, методисты и др.), не признающие учения и обрядов государственной англиканской церкви.
БАЛАЛАЙКА , русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее - С. И. Налимовым.