Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
Страница 10

Конечно, все эти вышеприведенные примеры об "умных" и "глупых", о людоедах - есть абстракции, но, согласимся, чтобы анализировать реальный мир адекватным образом, часто приходится абстрагироваться от частностей.

В итоге же всех этих рассуждений о демократии мы пришли к следующему выводу: демократия, взятая сама по себе, не делает государство цивилизованным и процветающим, последнее делается таковым по другим причинам; причины эти коренятся в сознании (ментальности) людей, они определяются человеческими взглядами и установками. Мало того, сама же и демократия является следствием той же человеческой ментальности.

Однако, ведь то же самое мы видели и в предыдущих примерах с судом присяжных и с животными из басни Крылова, Действительно, если бы крыловские звери имели бы другие ментальные характеристики, то есть обладали бы слухом и умели бы играть на музыкальных инструментах, то у них и квартет "пошел бы на лад" и оптимальное взаиморасположение было бы найдено; если бы российские судьи имели мировоззрение английских, то суд присяжных не только функционировал бы так же успешно, как и в Англии, но и вводить его не пришлось бы царю сверху, - эта система была бы создана, очевидно, российскими судами снизу.

Подытоживая сказанное, можно утверждать следующее: если общепринятым (или, по крайней мере, очень распространенным) является взгляд, согласно которому общественно-политическая система первична и определяет цивилизованность общества и менталитет людей, то на самом деле, истинна другая схема: первичен менталитет, и он уже определяет и цивилизованность, и соответствующую систему.

Тогда очевидно, что для решения проблем надо искать не оптимальную систему и не суперхорошую структуру, а искать ошибки в мировоззрении, которые приводят к этим проблемам. Надо стараться определить правильность или неправильность каких-то взглядов и установок, определяющих наши решения, а не пытаться решать проблемы путем изобретения или внедрения каких-либо новых структур и механизмов. Проще говоря, искать надо И с т и н у, в то время как у нас постоянно все ищут С и с т е м у.

Однако, ведь даже на бытовом уровне все мы знаем, что, чем правильнее мы мыслим, тем, грубо говоря, "лучше живем". Чем меньше ошибок в нашем мировоззрении, тем меньше и неудач в жизни. Например, представим человека, который, не знает, что при падении с большой высоты можно разбиться. Он выходит в магазин . с балкона своей квартиры на 14-м этаже и, естественно, погибает. Иначе говоря, ошибка в его миропонимании (незнание того факта, что, если он спрыгнет, то разобьется) приводит в этом случае к его гибели.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ЗАЙЦЕВ Борис Константинович (1881-1972) , русский писатель. Чувство мистического единения человеческого и природного миров в рассказах и повестях, отмеченных импрессионистичностью ("Аграфена", 1908; "Голубая звезда", 1918); в романе "Дальний край" (1913) искания интеллигенции на фоне Революции 1905-07. С 1922 в эмиграции. Книга воспоминаний "Москва" (1939), художественные биографии русских писателей, "житийные портреты" (в т. ч. "Преподобный Сергий Радонежский", 1925).

ЛАВРИСТЫ , 1) сторонники П. Л. Лаврова в России 1870-х гг. 2) Революционный народнический кружок Л. С. Гинзбурга и А. Ф. Таксиса, Санкт-Петербург - Москва, 1872-78. Совместно с "чайковцами" издавали журнал "Вперед!", вели пропаганду среди рабочих, распространяли рев. лит-ру.

ЮСУПОВЫ , российские князья (с 16 в.) из рода ногайских мурз, крупные землевладельцы. Наиболее известны:..1) Григорий Дмитриевич (1676-1730), участник Азовских походов и Северной войны, генерал-аншеф (1730), возглавлял Военную коллегию (1727-30);..2) Николай Борисович (1750-1831), министр Департамента уделов (1800-16), член Государственного совета (с 1823). Директор императорских театров (1791-96), руководил Эрмитажем (1797). Владелец и строитель усадьбы Архангельское, меценат. Имел картинную галерею и библиотеку. С пресечением рода в 1891 титул Юсуповых перешел графам Сумароковым-Эльстон:..3) Феликс Феликсович (1856-?), генерал-лейтенант (1915), в 1915 главный начальник Московского ВО, с 1917 в эмиграции;..4) Феликс Феликсович (1887-1957), женат на племяннице императора Николая II. Организатор и активный участник убийства Г. Е. Распутина. С 1917 в эмиграции. Автор воспоминаний.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru