Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
Страница 8

Чтоб музыкантам быть, так надобно уменье И уши ваших понежней .

И в конце концов приходит к неутешительному выводу:

А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музмканты не годитесь.

"Мораль сей басни" для нас такова, что бессмысленно пытаться решать наши проблемы путем изменения и перестройки общественных структур.

Если, условно говоря, Запад - это как бы "квартет", у которого) "музыка" получается, а мы как бы похожи на крыловский квартет, который "на лад нейдет", то мы не сможем "сыграть музыку", даже если "рассядемся" точно так же, как западный "квартет".

Соловей причину указал четко: отсутствие слуха и умения играть. В применении к человеческому обществу это аналогично образу мышления, мировоззрению. Таким образом, наше отставание от Запада определяется не различием систем и структур, а различием менталитетов. И, по-видимому, структуры и системы сами являются следствиями определенного мировоззрения людей. Иначе говоря, не структура определяет менталитет, а, наоборот, менталитет - структуру. Не "бытие определяет сознание", а, наоборот, сознание людей определяет их бытие, - в очередной раз Маркс оказался прав с точностью до наоборот.

Поэтому, если мы хотим стать более цивилизованными, менять надо прежде всего мировоззрение и образ мышления, а система, если она плоха, - изменится сама, как следствие.

Для наглядности приведем один абстрактный пример. Допустим, живет где-то в джунглях племя людоедов. Представим, что мы пришли к ним и решили сделать их цивилизованными людьми. Естественно, в первую очередь необходимо, чтобы они перестали людоедствовать. Как это сделать?

Перестанут ли они есть друг друга, если, допустим, учредить у них парламент? Или систему разделения властей, "сдержек и противовесов", как в США? Или, если ввести в их "судебную систему" суд присяжных, может, тогда они исправятся и перестанут каннибальствовать? Люди, которые верят в то, что система определяет менталитет, что она, так сказать, "первична" по отношению к нему, скажут: "да, конечно, если сформировать у них структуры, существующие в культурных странах, где нет людоедства, то эти структуры сами по себе изменят менталитет дикарей и они перестанут есть друг друга".

Мне, однако, думается иначе. Люди могут перестать людоедствовать только в одном случае: если они сами, добровольно откажутся от своего людоедства, сделав таким образом свободный, осознанный выбор.

Для убедительности - еще один абстрактный пример. У нас принято считать, что сама по себе демократия делает общество свободным и цивилизованным. Одним из существенных признаков демократии является выборность власти, когда народ сам выбирает себе вождя. Подразумевается, что народ, конечно же, выберет наиболее достойного и, так сказать, "умного" из всех возможных кандидатов.

Однако, как-то не замечается одно сделанное при этом "маленькое" произвольное допущение: что народ "достаточно умен", чтобы выбрать этого "самого умного".

Представим, однако, что подавляющее большинство народа состоит из дураков. Подошли выборы и народ стал голосовать. Выберет ли он "самого умного"? Ясно, что нет, так как это было бы само по себе "умное" решение, а это противоречило бы сделанному допущению о глупости большинства.

Ясно, что "глупый" народ выберет, соответственно, и "глупого" вождя. Действительно, люди ведь склонны выбирать тех, кто имеет такие же, как у них, взгляды и мнения, поэтому они выберут такого же "глупого" человека, как и они сами.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ЗАНЬКОВЕЦКАЯ Мария Константиновна (наст . фам. Адасовская) (1860-1934), украинская актриса, народная артистка Украины (1922). В 1906 участвовала в создании первого украинского стационарного театра в Киеве, в 1918 - Народного театра (Киев, ныне Украинский драматический театр им. Заньковецкой во Львове).

ЕВРИПИД (ок . 480 до н. э. - 406 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков (см. Эсхил, Софокл). Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к мифологическим, этическим и другим традиционным нормам. Широко вводит в драматическое действие рассудочные - в духе софистов - интонации философского диспута или судебных прений, соединяя крайний рационализм с психологизмом, доходящим до интереса к патологическому (в "Вакханках" и особенно в "Геракле"). Еврипиду свойственно необычное для античной трагедии усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей ("Медея", "Ипполит"). Оказал влияние на Менандра, трагедии Сенеки Младшего, а через них - на европейскую драматургию.

ДОВЖЕНКО Александр Петрович (1894-1956) , российский и украинский кинорежиссер, драматург, народный артист России (1950). Один из основоположников советской кинематографии, создатель киноэпопей, проникнутых поэзией, отразивших коренные сдвиги эпохи: "Арсенал" (1929), "Земля" (1930) и др. Ленинская премия (1959, посмертно), Государственные премии СССР (1941, 1949).



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru