Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
Страница 6

Существует, однако, еще один вид реформаторов систем, которых можно назвать реформаторами-фантазерами: к ним можно отнести большевиков во главе с Лениным, да и вообще, коммунистов и социалисгов. От реформаторов-западников они отличаются только тем, что считают идеалом и образцом систему, придуманную, нафан- тазированную каким-либо философом (или группой философов); в случае с большевиками это - Маркс и философы-утописты: Сен-Симон, Фурье, Оуэн и другие. Нетрадиционное рисование восковыми карандашами.

Однако с реформаторами-западниками их роднит то, что они, также как и те, считают панацеей от всех бед идеальную систему, определяющую мышление и мировоззрение людей. Иначе говоря, и те, и другие верят в истинность марксистского постулата "бытие определяет сознание", с которым мы все хорошо знакомы. Помните, нас учили, что когда мы "построим коммунизм", то и мышление наше изменится, мы станем "сознательными" и не побежим в магазин (или на склад?) набирать себе бесплатно на халяву всякое барахло.

История, однако, убедительно показала, что оба типа реформаторов ошибались, считая, что общественно-политическая система определяет менталитет людей и их уровень цивилизованности и благосостояния.

И, между прочим, эта их точка зрения - отнюдь не только наше, так сказать, "национальное" заблуждение.

Например, когда Британия была колониальной империей, англичане часто пытались привить местным племенам формы правления, принятые в Англии; пытались, скажем, учреждать "парламент" - чтобы вопросы племени решались не только вождем, но и другими людьми. Они надеялись сделать таким образом аборигенов более цивилизованными людьми. Но, как правило, ничего из этой затеи не выходило.

Точно так же и наши реформы политической системы при Горбачеве и Ельцине - введение многопартийности, затем учреждение институтов президента, парламента, системы "разделения властей" - не прибавили нашей стране демократичности и цивилизованности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

МЕН ДЕ БИРАН (Maine de Biran) Мари Франсуа Пьер (1766-1824) , французский философ-идеалист и политический деятель, роялист. Выступил с критикой сенсуализма и обоснованием психологии самонаблюдения; развивал идеи христианской метафизики.

ЖИЛИНСКАЙТЕ Витауте (р . 1930), литовская писательница. Сатирические и юмористические рассказы, повести (сборники "И я козлов пасла", 1965; "Парадоксы", 1973; "Как убить время", 1987) пародируют стереотипы общественного сознания, литературные штампы. Произведения для детей.

АНИОН (от греч . anion, букв. - идущий вверх), отрицательно заряженный ион; при электролизе растворов, содержащих ионы, анион движется к положительному электроду - аноду. См. также Катион.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru