Большинство специалистов сходится в том, что основное учение о национализме можно свести к нескольким положениям:
· существует такая общность, как нация, с присущими ей особыми качествами;
· интересы и ценности этой нации обладают приоритетом перед другими интересами и ценностями;
· нация должна быть как можно более независимой; для этого нужен, по крайней мере, некоторый политический суверенитет.
Таким образом, национализм - это политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти и оправдывающее эти действия с помощью доктрины национализма [3]. Это определение ничего не говорит о характере нации или формах ее политической самостоятельности. Оно избегает оценки, так что с этим определением может согласиться как сторонник национализма, так и его противник.
Что же такое нация? Дать определение этому понятию достаточно сложно. Очевидно, что это группы людей, которые отграничивают себя от других с помощью объективных признаков (особый язык, антропологический тип, общность культуры, общая история, связь с территорией, ассоциация с государством), хотя такие признаки ни в своем полном наборе, ни в том или ином сочетании отдельных элементов не объясняют, отчего данная группа думает о себе в национальных категориях.
В современной литературе существует уже ставшее классическим подразделение наций и присущего им национализма на этнический и гражданский типы.
Уже более двухсот лет известны «французское» и «немецкое» представления о нации. Первое исходит из идеи нации как свободного сообщества людей, основанного на политическом выборе. Оно берет начало со времен Великой французской революции, когда старому режиму противостояло третье сословие, называвшее себя нацией. Второе восходит к немецким романтикам XIX века. По их представлению, нация выражает «народный дух», опирается на культуру и общее происхождение.
Американский историк Ханс Кон в работе «Идея национализма» предпочел не противопоставлять французскую идею немецкой, а говорить о «западном» и «восточном» типах национализма [3]. Первый сложился, на его взгляд, в Великобритании, Франции, США, Нидерландах, Швейцарии; второй - в Германии, странах Восточной Европы, России, а также в Азии. Основное различие между ними Кон объяснял социальным составом националистических движений. Там, где третье сословие стало мощной силой уже в XVIII веке, национальные требования касались преимущественно экономики и политики. Там же, где в XIX веке буржуазные слои были слабы, требования сосредоточивались в области культуры. Запад был для этих стран притягательным образцом; отставание от него задевало гордость местных образованных классов, так что они стали отторгать «чуждую» модель с ее либеральным и рациональным подходом. Отсюда - комплекс неполноценности у немецких, русских и индийских интеллектуалов, размышления о «душе» и «миссии» нации, бесконечные дискуссии об отношении к Западу. Кон отметил и еще один момент: за пределами западного мира границы сформировавшихся государств и поднимающейся национальности редко совпадали. Национализм вырос здесь не во имя утверждения народного суверенитета, а в стремлении привести рамки государства в соответствие с этнографическими требованиями.
ФОЛОС , то же, что толос.
ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925) , русский поэт. С первых сборников ("Радуница", 1916; "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов (см. Имажинизм). Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924), поэме "Черный человек" (1925). В поэме "Баллада о двадцати шести" (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская" (1925), поэме "Анна Снегина" (1925) Есенин стремился постигнуть "коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическая поэма "Пугачев" (1921). В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством.
ГОДВИН (Godwin) Уильям (1756-1836) , английский писатель. Роман "Калеб Вильямс" (т. 1-3, 1794) знаменовал переход от просветительства к социальной направленности творчества писателей-романтиков 19 в. Другие произведения Годвина близки к жанру готического романа. В трактате "Рассуждение о политической справедливости" (т. 1-2, 1793) выдвинул утопический проект построения общества независимых работников, продукты труда которых распределяются между всеми по потребностям. Оказал влияние на Р. Оуэна.