Русский национализм как политическое течение
Русский национализм как политическое течение
Страница 4

Критерии же членства в такой общности могут быть гражданскими и этническими. В первом случае национальность приравнивают к гражданству и рассматривают как политическую и даже юридическую категорию. Поскольку национальность — плод выбора (по крайней мере, теоретически), ее можно приобрести и потерять. И хотя считается, что в каждый данный момент у любого человека должна быть какая-то национальность, при гражданском понимании этого термина она может в отдельных случаях и отсутствовать. Если же национальность определяют в этнических терминах, то, наоборот, ее уже нельзя выбирать, она превращается в биологическую данность. Человек рождается членом нации и не может эту свою идентичность ни потерять, ни поменять, разве что - в крайнем случае - скрыть.

Итак, можно говорить о трех типах национализма. Индивидуалистский национализм по необходимости — гражданский. Индивидуалистские нации гордятся, прежде всего, своими конституционными правами и считают, что именно в этом заключается их своеобразие. Все другие характеристики, которые они могут разделять - язык, территория, физический тип, история, религия, - второстепенны и вряд ли могут считаться основанием для национальной идентичности.

Коллективистский национализм имеет две разновидности: этническую и гражданскую - в зависимости от того, чем обосновывается индивидуальность или уникальность нации. Если речь идет об ощущении культурной или политической уверенности в своих силах, даже превосходства в этих отношениях, то национальность определяют в гражданских терминах (как во Франции). Этнический же национализм, напротив, обычно коренится в глубоком комплексе неполноценности, поощряющем веру в то, что уникальность нации следует искать вовсе не в ее достижениях, а в самой сущности. По этой причине националисты подчеркивают внутренние, недоступные для объективной проверки свойства нации. К такому — коллективистскому этническому - типу Гринфелд относит немецкий и русский национализм [3].

2. Сравнительная характеристика националистических организаций России

У всех националистических группировок России есть некоторые черты, присущие им всем или почти всем.

Так, всем без исключения присущи антизападные и особенно антиамериканские настроения, которые проявляются порой в довольно резкой форме. Так, например. отношение Национал-большевистской партии (председатель — Эдуард Лимонов) к Западу крайне агрессивное: «Самое лучшее, что давно нужно было сделать — завоевать этот самый Запад… Чтоб и духу его не было» [4]; по поводу бомбардировок НАТО в Боснии: «Нужно дать сербам пару ракет с ядерными боеголовками, дабы они их запулили через Адриатику на итальянские города. На Рим и Милан. Пусть знаменитые музеи и развалины разлетятся в куски… НАТО и ООН нужно уничтожить вместе с поганой Европой» [5]. В том же духе пишет и Баркашов (РНЕ) о западной цивилизации. Для него она представляется источником зла и разложения. После прихода к власти, Баркашов так представляет себе политику восстановления национальной самобытности: «Мы запретим употребление в разговоре иностранных слов, прослушивание записей иностранных рок-групп и просмотр западных видеофильмов. Запретим импорт западных товаров» [6].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

ЧИВИЛИХИН Владимир Алексеевич (1928-84) , русский писатель. Нравственно-социальные проблемы в повести "Про Клаву Иванову" (1964), "Елки-моталки" (1965). Тема человека и природы в книге "Шведские остановки" (1974), "По городам и весям" (1976). Роман-эссе о русской истории "Память" (кн. 1-2, 1978-84; Государственная премия СССР, 1982).

ЮКАТАН (Yucatan) , полуостров в Центр. Америке, между Мексиканским зал. и Карибским м. (в пределах Мексики, Гватемалы и Белиза). Ок. 180 тыс. км2. Большей частью низменный; на юго-востоке - горы Майя высотой до 1122 м.

КОМОРОВСКА (Komorowska) Майя (р . 1937), польская актриса. Работала в театрах Кракова, Ополе, Вроцлава, Варшавы. Дебютировала в кино в фильме К. Занусси "Система" (1970), снималась в его же картинах "Семейная жизнь", "Квартальный отчет", оба 1974), "Год спокойного солнца" (1988) и др., а также в фильмах А. Вайды ("Свадьба", 1972; "Барышни из Вилько", 1979, "Человек из железа", 1981 и др.).



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru