Многие из этих организаций в той или иной степени милитаристы: без опоры на армию трудно себе представить приход подобных группировок к власти, но главное — милитаризм является важной составной частью державного мировоззрения, свойственного им. Так, лидер партии «Национальный фронт» Илья Лазаренко 11 октября 1994 г. на семинаре в МГУ говорил: «Как только наш кованый ботинок разобьет вдребезги жидо-империализм в России, наши стальные гусеницы пройдутся по всей Европе… Наша цель — навести расовый порядок на планете, чтобы расы занимали то место, которое они должны занимать. Белые — хозяева, желтые — слуги, черные — рабы, больше ничего…» [7].
Державность понимается националистами по-разному: традиционные национал-патриоты стремятся восстановить Российскую империю, а группировки фашистской и нацистской ориентации говорят о некой новой Империи, основанной на их, не практиковавшихся ранее в России, принципах. По мнению А. Баркашова, «Только власть национальной иерархии во главе с общенациональным вождем соответствует исторической специфике России и русского народа» [8]. Члены союза «Христианское возрождение» призывают «к созыву земскопоместного собора и восстановлению законной русской государственности — православной самодержавной монархии, с царствующей династией Романовых во главе» [9].
Небывалую поддержку правительства со стороны националистических группировок вызвала война в Чечне, ведущаяся под лозунгом «восстановления конституционного порядка». Национал-большевистская партия активно поддержала введение войск в Чечню, даже перестала на какое-то время ругать президента и правительство. Э. Лимонов писал о сторонниках прекращения войны в Чечне: «Они с истерикой вынуждают Россию подчинится злой воле все более похабных мелких этносов… Введи цензуру, Президент, а если будут вякать и после этого, введи военное положение.» [10]. Партия «Национальный Фронт» по поводу событий в Чечне 26 декабря 1994 г. приняла обращение: «…В данной ситуации, когда враги России не только стреляют в русских солдат из русского же оружия, но и откровенно и с безмерным цинизмом действуют и в самой Москве, мы требуем от Президента и правительства РФ чрезвычайных мер по спасению русской государственности и территориальной целостности» [11].
Практически все националистические организации в той или иной форме призывают к применению насилия. Э. Лимонов пишет: «Мы твердо верим (хотя и сожалеем об этом), что грядет эпоха терроризма в России. Если самые смелые начнут террор, то всегда найдутся тысячи менее смелых, которые разовьют его в гражданскую войну» [12].
Часть организаций отводит важное место в своей идеологии православию (партия «Национальный Фронт» Ильи Лазаренко, РНЕ Александра Баркашова, союз «Христианское возрождение» Владимира Осипова и Вячеслава Демина и др.). У некоторых, в первую очередь — у СХВ, православие действительно является основой организации, у других, как например, у РНЕ, — оно скорее является элементом общего патриотического образа. Но для всех характерна трактовка православия в первую очередь как этнической религии русских.
ЗИМА , город (с 1917) в Российской Федерации, Иркутская обл., на р. Ока, близ впадения в нее р. Зима. Железнодорожная станция. 38,6 тыс. жителей (1992). Лесопильно-деревообрабатывающая промышленность. Химический завод; электрохимический комплекс.
УОЛКОТТ (Walcott) Дерек (р . 1930), тринидадский поэт. Пишет на английском языке. Поэзию Уолкотта отличает эпическое видение современности как напластования ушедших культур (сборники "Потерпевший кораблекрушение", 1965, "Гроздья моря", 1976, "Середина лета", 1984). Ведущий герой Уолкотта - бард Гомер: поэма "Новый Омир" (1990) - путешествие по временам и пространствам, своего рода лирическое обозрение цивилизации. Пьесы ("Сон на обезьяньей горе", 1967; "О, Вавилон", 1976, и др.). Нобелевская премия (1992).
ЦЕРАПАДУС , межвидовой гибрид черемухи Маака и вишни сорта Идеал, выведен И. В. Мичуриным. Плоды в кистях по 3-5, сладковато-кислые, с горечью. Съедобны.