Основа экономики страны - сельское хозяйство (горнопастбищное животноводство на альпийских и субальпийских пастбищах, в меньшей мере - посевы зерновых, субтропическое плодоводство и виноградарство), добывающая промышленность (незначительные месторождения бокситов, свинцово-цинковых и алюминиевых руд), тяжелая промышленность (черная металлургия, машиностроение), деревообработка (около 19% территории страны покрыто лесами). Население сосредоточено в городах, наиболее многочисленные их которых - Подгорица (бывш.Титоград), Цетинье (столица до 2-ой мировой войны), Никшич (центр черной металлургии), а также в высокогорных котловинах, в низменности около Скадарского озера и по ступеням террас горных рек.
В римскую эпоху территория нынешней Черногории входила в состав Иллирийской провинции под названием Диоклея. В VII в. область была заселена дуклянами (славянами, ветвью сербской этнической группы), которые в скором времени попали под влияние византийской культуры и почти одновременно с сербами приняли христианство в форме православия. В IX в. ими было основано княжество Дукля, которое в конце того же века было завоевано Византией. С XI в. область стала называться Зетой, по одноименному названию притока р.Морача. Бывшая с 1042г. независимой, в конце XII в. она вошла в состав Сербского королевства Неманичей. Однако после битвы на Косовом поле в 1389г. Зетская жупа, охватывавшая современную Черногорию и Северную Албанию, вновь стала самостоятельной. Управляемая наследственными жупанами (Бальшичи с 1356г. по 1421г., Черноевичи с 1427г. по 1516г.) Зета представляла собой типичное феодальное государство, в котором весьма существенную роль играла местная православная церковь. Во внешнеполитическом аспекте история этого государства сводилась к борьбе с турками и венецианцами, взаимное соперничество которых способствовало сохранению им самостоятельности в течении всего XV в. Лишь в конце XV в. турки захватили плодородные равнинные области Зеты, включив их в состав Османской империи, и в 1484г. вынудили Урноевичей удалиться в неприступные области страны, названные Cаna Gуra (букв. “черный, дремучий лес”). С тех пор название “Черногория” вытесняет “Зета”.
Несмотря на официальное включение Черногории в состав Османской империи (в Скутарийский санджак) в 1499г. и удаление последнего жупана Джорджа в Венецию, население горных районов сохранило фактическую независимость и образовало своеобразную теократическую республику под главенством владык, митрополитов Черного Леса. В результате развития феодальных отношений в Черногории образовались, наряду со стойким патриархально-родовым укладом жизни горцев, феодальные поместья, владельцы которых для упрочения своего положения принимали ислам (как известно, согласно законам Османской империи, землей мог владеть лишь мусульманин). Таким образом, борьба крестьянства и православной церкви против феодалов, происходившая в течении всего периода XVI - XVII в., носила как национально-освободительный, классовый, так и религиозный характер.
ПОМОРЦЫ (даниловцы) , толк в среде старообрядцев-беспоповцев. Возник в кон. 17 в. на р. Выга, в Карелии. Основатели Данила Викулин и бр. Денисовы. Первоначально отвергал молитву за царя и брак. Затем разделился на приемлющих брак - новопоморцев и его отрицающих - старопоморцев, а также на согласия федосеевцев и филипповцев.
ЕВАНГЕЛИЯ (от греч . euangelion - благая весть), раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические - Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные церковью в состав Нового Завета) - и апокрифические. Церковь приписывает авторство Евангелий апостолам либо их ученикам. Вероятно, Евангелия складывались в кон. 1 - нач. 2 вв.
ШИРАЗИ (аш-Ширази) Кут-ад-дин (1236-1311) , иранский математик. Изложил на персидском языке "Начала" Евклида, "Альмагест" Птолемея, труды Ибн аль-Хайсама.