Черногорский феномен
Черногорский феномен
Страница 5

К началу XX в. экономическое положение Черногории было крайне тяжелым. Наиболее доходные отрасли народного хозяйства, как, например, деревообработка, раздавались в концессии иностранному капиталу, а в основе экономики страны - сельском хозяйстве, по-прежнему господствовал средневековый способ обработки земли ралом на волах, в горных областях - вплоть до ручного способа. Велика была зависимость страны от урожайности, из-за чего нередко случались голодные годы, в течении которых значительная часть населения или умерла или эмигрировала за границу. Скотоводство, исторически имевшее в Черногории бульшее значение нежели земледелие, по-прежнему оставалась в рамках примитивных форм пастушеского хозяйства. Торговля Черногории не избегла общей участи экономики страны. Больше, чем на 50% она зависела от Австро-Венгрии. Вывозились главным образом мелкий скот, шерсть, куры, вино, табак, овечий сыр и т.д., а ввозилась промышленная продукция - железо, оружие, а также хлеб. Неудивительно, что из года в год торговый баланс оставался пассивным, государственный долг все более увеличивался. Промышленности в Черногории фактически не было, если не считать пивоваренного и консервного заводов, табачной фабрики и лесопилки. Добывающей промышленности не было совсем.

Тяжелое положение, низкий жизненный уровень, а также влияние русской революции 1905г. вызвало в широких массах недовольство правительством и лично князем Николаем, вылившееся в повсеместные вооруженные выступления крестьян. Следуя примеру своего покровителя царя Николая II, 19.12.1905 князь Николай принял первую черногорскую конституцию. Согласно ей было учреждено народное собрание (Скупщина). В Скупщину вошли 56 представителей от округов, 6 - от городов и 12 - по должности. Активное избирательное право получили все граждане, достигшие 21 года, пассивное - лица, достигшие 30-летнего возраста и платившие 15 крон налога. В действительности конституция содержала такое количество оговорок, что значение Скупщины свелось к минимуму и вся власть по-прежнему оставалась в руках князя, назначавшего министров, издававшего законы и т.д. После двух “непослушных” правительств Радуловича и Радовича в апреле 1907г. было создано министерство Томановича, повлекшее за собой роспуск Скупщины и идеологическую реакцию. В ответ на вновь усилившиеся крестьянские недовольства были инсценированы новые выборы, давшие вполне послушную Скупщину. В 1910г. в целях укрепления своей власти князь Николай провозгласил себя королем, а в 1914г. присвоил королевской власти чрезвычайные полномочия.

Основной установкой внешней политики короля Николая было объединение всех югославских земель, включая Сербию, под властью Негошей[7]. С этой целью Николай вначале искал поддержки у Австрии, как наиболее близкой к Черногории державы, к тому же враждебной Сербии, заключив с ней в 1907г. секретный договор, отдавший Австрии по существу на откуп всю экономику страны. В то же время он старался поддерживать хорошие отношения с Россией, от которой получал субсидии. Однако эта политика балансирования между двумя враждебными лагерями в 1908г. получила серьезный удар, когда Австро-Венгрия неожиданно аннексировала Боснию и Герцеговину. В 1912г. Черногория примкнула к Балканскому союзу и участвовала в Балканских войнах (1912-1913 гг.). В результате войны Черногория в полтора раза увеличила свою территорию и получила плодородные районы Нови-Пазарского санджака, но от Скадарской низменности, занятой ее войсками и которой она особенно настойчиво добивалась, она, по настояниям Австро-Венгрии, несмотря на поддержку России, вынуждена была отказаться в пользу вновь созданного албанского государства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ИНАМ (араб . - дар), 1) в средневековой Индии форма безусловного наследственного земельного пожалования, дававшегося мусульманскими правителями Индии в знак милости духовным или светским лицам; также просто подарок правителя, часто в денежной форме...2) В средневековом Иране подарок, дар влиятельным людям.

АРГУНОВ Павел Александрович (1862-1944) , российский революционер. Один из основателей и руководителей "Общества переводчиков и издателей" в Москве (1882), сослан в Вост. Сибирь. После Октябрьской революции историк.

ЕРЕСИ (от греч . hairesis - особое вероучение), в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Среди наиболее значительных: ереси павликиан, катаров, вальденсов, лоллардов, таборитов; в России - стригольников. В переносном смысле - отклонение от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое; заблуждение.



Copyright © 2019 www.politicaledu.ru