Черногорский феномен
Черногорский феномен
Страница 3

Пришло время остановиться и сделать небольшое лирическое отступление, касающееся религиозного вопроса на Балканах, приобретшего особую остроту в последние годы. На мой взгляд столь широкое распространение ислама стало возможно за счет двух основных источников. Во-первых, безусловно, часть населения, в первую очередь землевладельцы, переходили в ислам, дабы сохранить свои права. Феодалы по-прежнему продолжали взимать барщину и подати, содержали вооруженную дружину, сохранили на местах судебную власть. Кроме того, они получили новые привилегии, поскольку давали Османской империи значительное число прекрасных воинов. Однако в то же время подавляющее большинство крестьян оставалось в христианстве. Таким образом еще больше усиливался авторитет православной церкви, в которой широкие массы видели не только свою веру, но и символ своего национального достоинства, объединяющую доминанту борьбы против Османской империи. Во-вторых, что также немаловажно, переход в ислам наблюдался и в среде так называемого “коренного” населения. Это довольно скользкий вопрос, поэтому сразу обмолвлюсь, что своим мнением я ни в коей мере не претендую на истину в конечной инстанции. Иллирийцы, ветвь кельтской этнической группы, древнейшие известные науке обитатели территории запада Балканского полуострова, ныне известны под именем “албанцы”. Малоизвестным термином “памак” в болгарском языке называются исповедующие ислам “болгары”[1]. Как отмечает ряд видных ученых, это - сохранившиеся остатки когда-то населявших территорию современной Болгарии южных славян, большинство которых было инкорпорировано пришлыми кочевниками тюркской этнической группы болгарами. Оба реликта по приходу турок с радостью приняли ислам. Сложно абсолютно точно ответить на вопрос “почему?”. Но мое предположение основывается на желании “коренного” населения наконец-то показать “пришлым”, что и на их улице может быть праздник. Они активно сотрудничали с Османской империей, за что пользовались ее благосклонностью.

Интересен и другой вопрос. Почему же мусульманство в рамках бывшей Югославии было сконцентрировано именно в Боснии и Герцеговине? Одной из причин можно, безусловно, назвать национальную политику Тито, согласно которой “зайцы должны жить в одной клетке, а ежи в другой”. Таким образом провозглашенная национальность “мусульмане” искусственно концентрировалась именно в Боснии и Герцеговине, области, с исторически преобладающим мусульманским населением. Второй, весьма существенной причиной, было то, что в Боснии наблюдалось массовое принятие ислама не только в среде феодалов, но и среди свободных крестьян. Именно поэтому религиозный вопрос после ухода с Балканского полуострова Османской империи в Боснии не мог быть решен также банально, как это было сделано в Черногории, Македонии, в некоторой степени в Сербии и в Болгарии. Боснийские мусульмане не были столь малочисленны и слабы, чтобы их так просто перебить.

Национально-освободительная война в Черногории, особо обострившаяся в начале XVIII в., привела в 1703г. к резне так называемых потурченцев (черногорских мусульман). Восстание возглавлялось представителями богатого знатного рода Пйтровичей Нйгошей. В результате происшедших волнений омусульманенные феодалы лишились своих владений и в большинстве переселились в азиатскую часть Османской империи. Земля перешла в руки крестьянских общин (родов, семей) и церкви, которая вплоть до окончания 2-ой мировой войны продолжала играть весьма заметную роль в политической жизни государства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

КАРПОС , в греческой мифологии бог плодов, сын Зевса и Хлориды.

СЕН-ЖЕРМЕН (Saint-Germain) , граф (ок. 1710-84?), вымышленное имя, под которым стал известен один из самых загадочных авантюристов Европы. Около 1748 появился при дворе Людовика XV, где создал себе репутацию искусного алхимика и предсказателя; выполнял разнообразные секретные поручения короля. В 1760, поссорившись с герцогом де Шуазель, уехал в Англию, а в 1762 оказался в Санкт-Петербурге, что дало повод для предположений о его участии в заговоре по возведению на престол Екатерины II. В 1770-74 граф снова появился в Париже, где его видели якобы и во время Великой французской революции 1789. По более достоверным сведениям, умер в 1784 в герцогстве Шлезвиг (Германия), где он занимался алхимией. Калиостро в своих мемуарах называет Сен-Жермена одним из основателей масонства.

МАМОНТОВ Савва Иванович (1841-1918) , российский промышленник и меценат. Из купцов. Акционер железнодорожного и промышленного обществ; разорился в 1899. Общался с крупнейшими деятелями русской культуры. В 1870-90 подмосковное имение Мамонтова Абрамцево стало центром художественной жизни. При его содействии были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества. В 1885 основал на свои средства Московскую частную русскую оперу (действовала до 1904).



Copyright © 2021 www.politicaledu.ru