Цифровые технологии и политика
Цифровые технологии и политика
Страница 12

Но страховые платежи могут оказаться слишком большие. И спать все же лучше в обнимку не с ружьем. И у моря иной раз прогуляться не грех. Поэтому лучше выжечь заразу в ее логове. Можно, конечно, самостоятельно совершать карательные экспедиции на про­гулочных яхтах и торговых судах. Только, боюсь, кончится такая самодеятельность плачевно. Это неизбежно приведет к неоправданным потерям жизней и денеж­ных средств. Так что проще и дешевле построить ударную эскадру с атомным авиа­носцем, нанять матросов, пилотов и морских пехотинцев, обучить их. И в один прекрасный день южный сосед просыпается от взрывов кры­латых ракет… Но вот кто должен решать, куда идти нашей славной эскадре и кого вязать нашим лихим морпехам?

Сразу скажу, что моральные критерии здесь неприменимы. Есть только один адекватный прин­цип. Музыку заказывает кто? Правильно, тот, кто платит. А кто должен управлять корпорацией по имени «государство»? Правильно, опять тот, кто платит. Причем независимо от того, что эта корпорация не всегда производит дороги и аэродромы, но иногда и авианалеты, артобстрелы и танко­вые атаки. Сущность ведь от этого не меняется. Если для совершения какого-либо действия необходимы материальные ре­сурсы, то управлять им имеет право тот, кто эти ресурсы предоставил.

На обобщенном уровне пока все по-старому. Народ платит налоги, народ за­казывает авианосцы, народ через своих демократически выбранных представите­лей заказывает политику. Что дают нам цифровые технологии? А вот что .

В истории человечества на значительном ее протяжении избирательное право увязы­валось с вкладом в общее дело, выражав­шимся чаще всего в виде имущественного ценза. К примеру, в гомеровской Элладе политически полноправными были вожди-базилевсы, сражавшиеся на колесницах в окружении возничих и слуг. (Кстати, вопреки распространенному мнению народ в целом не назывался в древнегречес­ком языке «demos», его имя было «laos», «demos» же — это толпа, чернь).

И в демократиях нового и но­вейшего времени довольно долго, вплоть до пятидесятых годов двадцатого века, су­ществовали жесткие имущественные огра­ничения для избирателей. А теперь исчезающе низкая стоимость транзакций дает возможность человеку получить столько избирательных прав, сколько он внес ре­сурсов на общее дело, на Res Publica! Что дает нам такая возможность? А вот что!

Тысячи лет известно, что в случае все­общего избирательного права проявляется тенденция к тому, что малосостоятельные, малообразованные, но, как правило, край­не многочисленные члены общества начи­нают перетягивать одеяло на себя, то есть, получив управление общественными ре­сурсами, выделенными, к примеру, на стро­ительство канала, они думают не всегда о том, как построить для общего блага это ирригаци­онное сооружение, плоды от которого по­жнут следующие поколения граждан, а о том, как набить свой голодный и очень эластичный желудок. И сделать это именно сегодня, когда очень хочется кушать!

«Не пристрастен тот, кто богат, ибо он владыка вещей, не имеющий нужды», — так, в переводе Б.А. Тураева, гласит древ­неегипетский папирус [1]. А у голодного чело­века какая уж беспристрастность при де­лежке общественных закромов! Правда, закрома эти быстро кончаются. Отсюда со­блазн: пополнить их за счет имущества более оборотистых сограждан, повысив тем самым свое благосостояние. (Так что имей­те в виду: когда речь идет о том, что вы должны поступиться чем-то своим ради народного блага, на самом деле вам пред­стоит отдать что-то кому-то, по принци­пу раскулачивния).

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

ДАНТЕ (Dante) Джо (р . 1946), американский кинорежиссер. Был редактором основанного им журнала "Филм буллетин". Под влиянием С. Спилберга снял фантастические фильмы "Гремлины" (1984), "Исследователи" (1985), "Внутренний космос" (1987) и др.

АЛЬПАРИ (итал . al pari, букв. - наравне), соответствие биржевого (рыночного) курса ценных бумаг или валюты их номиналу (паритету).

ЦЕННОСТЬ , положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.



Copyright © 2022 www.politicaledu.ru