Хозяйственный механизм античного рабства
Хозяйственный механизм античного рабства
Страница 17

Следовательно, с теоретической точки зрения, а конкретные исследование это подтверждают, классическая стадия формации не может быть длительной. причем чем медленнее развиваются производительные силы — наиболее подвижная часть всей формации, тем продолжительнее их сбалансированное соответствие с системой производственных отношений, тем больший отрезок времени существует классическая стадия формации. Так, в Древнем Риме классическая система рабства успешно функционировала в течение четырех-пяти столетий (II в. до н.э. - II в. н.э.).

В классической стадии рабовладельческой формации можно выделить две фазы: 1) фаза локального, полисного развития, когда классическая система существует в небольшом числе отдельных высокоразвитых центров (полисов); 2) фаза, когда классическая стадия приобретает всемирно-историческое значение как наиболее адекватное выражение сущности данной формации (общеимперская система I-II вв. н.э.).

На поздней стадии формации происходит разложение и отмирание господствующего способа производства, рождается новый уклад, формируются основы новой социально-экономической как прообраз новой общественно-экономической формации.

Теоретического исследования заключительной стадии формации позволяет выделить несколько аспектов, которые определяют ее главные особенности: 1) проявление разложения и отмирания старого господствующего способа производства; 2) рождение и формирование основ нового способа производства; 3) механизм взаимодействия старого способа производства и нового уклада; 4) главные черты социальной революции (когда она начинается, соотношение между социальной и политической революциями или реформами и др.), отделяющей одну формацию от другой.

Последняя стадия формации — это такой период общественного развития, в который происходит разложение старого способа производства, низведение его с доминирующего в общей системе формации. Заключительная стадия формации должна быть разделена на две различные фазы.

В первой фазе господствующий способ производства сохраняет еще элементы своих внутренних потенций и обеспечивает развитие в определенных регионах, в отдельных отраслях экономики, в отдельных сферах, а новый социально-экономический уклад пока утверждается на уровне базисных отношений.

Во второй фазе старый способ производства исчерпывает свои возможности развития, начинает тормозить движение вперед, вызывает кризисы и катаклизмы, в то время как новы уклад укрепляется, распространяется вглубь, обеспечивает решение возникающих перед обществом проблем, его неотвратимость утверждается в общественном мнении, создается новая система духовных ценностей и идеологических институтов, возникают снизу элементы нового политического регулирования и государственной власти, оппозиционной старому государственному строю.

В общественной атмосфере второй фазы обостряются все социальные противоречия эпохи, которые могут прорываться на самых различных участках жизни в самых различных формах — от вооруженных восстаний до утонченных богословских споров, а состояния революционных ситуаций возникают постоянно и из-за самых разных причин.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21

АЙЗКРАУКЛЕ (Aizkraukle) (до 1990 Стучка) , город (с 1967) в Латвии,на р. Даугава, близ. ж.-д. ст. Айзкраукле. 10,3 тыс. жителей (1990). Плявиньская ГЭС. Заводы: телефонных аппаратов, асфальтобетона.

"НЕЧАЕВЦЕВ ПРОЦЕСС" , 1.7.-11.9.1871, над участниками студенческих волнений 1868-69 и членами "Народной расправы" (77 чел.) по обвинению в подготовке заговора с целью свержения существующего строя. Приговор: 4 чел. (в т. ч. И. Г. Прыжов, А. К. Кузнецов) к различным срокам каторги, 28 - к тюремному заключению, 2 - к ссылке; остальные оправданы.

ЭЛЕКТРОВОЗ , локомотив с электрическими тяговыми двигателями, получающими питание через токоприемник от контактной сети. Различают электровозы на постоянном и переменном токе. В России скорость магистральных пассажирских электровозов до 200 км/ч, грузовых - до 110 км/ч. Существуют электровозы, работающие от сети и аккумуляторов.



Copyright © 2021 www.politicaledu.ru