В сложных и противоречивых условиях поздней античности, кризиса рабовладельческого способа производства созревание нового способа производства возможно было лишь через упадок античной цивилизации, через отказ ее некоторых достижений, появление и использование которых было связано с интенсивной эксплуатацией труда и почвенного плодородия, приводившего к истощению их самых глубоких источников.
Наиболее ярко и зримо весь этот процесс постепенного доведения оптимальных форм рабовладельческого хозяйства и организации рабского труда до их кризиса, разложения и их трансформации в новые формы эксплуатации и производства можно видеть в эволюции экономической организации римской латифундии как основной производственной ячейки позднеантичного общества.
На поздней стадии формации происходит разложение и отмирание господствующего способа производства, рождается новый уклад, формируются основы новой социально-экономической как прообраз новой общественно-экономической формации.
Современный уровень теоретического исследования заключительной стадии формации позволяет выделить несколько аспектов, которые определяют ее главные особенности: 1) проявление разложения и отмирания старого господствующего способа производства; 2) рождение и формирование основ нового способа производства; 3) механизм взаимодействия старого способа производства и нового уклада; 4) главные черты социальной революции (когда она начинается, соотношение между социальной и политической революциями или реформами и др.), отделяющей одну формацию от другой.
Последняя стадия формации — это такой период общественного развития, в который происходит разложение старого способа производства, низведение его с доминирующего в общей системе формации. Заключительная стадия формации должна быть разделена на две различные фазы.
В первой фазе господствующий способ производства сохраняет еще элементы своих внутренних потенций и обеспечивает развитие в определенных регионах, в отдельных отраслях экономики, в отдельных сферах, а новый социально-экономический уклад пока утверждается на уровне базисных отношений.
Во второй фазе старый способ производства исчерпывает свои возможности развития, начинает тормозить движение вперед, вызывает кризисы и катаклизмы, в то время как новы уклад укрепляется, распространяется вглубь, обеспечивает решение возникающих перед обществом проблем, его неотвратимость утверждается в общественном мнении, создается новая система духовных ценностей и идеологических институтов, возникают снизу элементы нового политического регулирования и государственной власти, оппозиционной старому государственному строю.
ЗАЙЦЕВ Борис Константинович (1881-1972) , русский писатель. Чувство мистического единения человеческого и природного миров в рассказах и повестях, отмеченных импрессионистичностью ("Аграфена", 1908; "Голубая звезда", 1918); в романе "Дальний край" (1913) искания интеллигенции на фоне Революции 1905-07. С 1922 в эмиграции. Книга воспоминаний "Москва" (1939), художественные биографии русских писателей, "житийные портреты" (в т. ч. "Преподобный Сергий Радонежский", 1925).
СТАНКЕ-ДИМИТРОВ (б . Дупница), город на западе Болгарии. 41,4 тыс. жителей (1991). Табачная, плодоконсервная, фармацевтическая, приборостроительная, деревообрабатывающая промышленность. Назван по имени С. Димитрова.
ЗЕЛИНСКИЙ Фаддей Францевич (1859-1944) , российский историк культуры, филолог-классик, переводчик. Труды: "Древнегреческая литература эпохи независимости" (1919-20), "Религия эллинизма" (1922) и др. Популяризация античности (сборники статей "Древний мир и мы", 1903; "Соперники христианства", 1907). С 1922 в эмиграции (Польша, Германия).