В сложных и противоречивых условиях поздней античности, кризиса рабовладельческого способа производства созревание нового способа производства возможно было лишь через упадок античной цивилизации, через отказ ее некоторых достижений, появление и использование которых было связано с интенсивной эксплуатацией труда и почвенного плодородия, приводившего к истощению их самых глубоких источников.
Наиболее ярко и зримо весь этот процесс постепенного доведения оптимальных форм рабовладельческого хозяйства и организации рабского труда до их кризиса, разложения и их трансформации в новые формы эксплуатации и производства можно видеть в эволюции экономической организации римской латифундии как основной производственной ячейки позднеантичного общества.
На поздней стадии формации происходит разложение и отмирание господствующего способа производства, рождается новый уклад, формируются основы новой социально-экономической как прообраз новой общественно-экономической формации.
Современный уровень теоретического исследования заключительной стадии формации позволяет выделить несколько аспектов, которые определяют ее главные особенности: 1) проявление разложения и отмирания старого господствующего способа производства; 2) рождение и формирование основ нового способа производства; 3) механизм взаимодействия старого способа производства и нового уклада; 4) главные черты социальной революции (когда она начинается, соотношение между социальной и политической революциями или реформами и др.), отделяющей одну формацию от другой.
Последняя стадия формации — это такой период общественного развития, в который происходит разложение старого способа производства, низведение его с доминирующего в общей системе формации. Заключительная стадия формации должна быть разделена на две различные фазы.
В первой фазе господствующий способ производства сохраняет еще элементы своих внутренних потенций и обеспечивает развитие в определенных регионах, в отдельных отраслях экономики, в отдельных сферах, а новый социально-экономический уклад пока утверждается на уровне базисных отношений.
Во второй фазе старый способ производства исчерпывает свои возможности развития, начинает тормозить движение вперед, вызывает кризисы и катаклизмы, в то время как новы уклад укрепляется, распространяется вглубь, обеспечивает решение возникающих перед обществом проблем, его неотвратимость утверждается в общественном мнении, создается новая система духовных ценностей и идеологических институтов, возникают снизу элементы нового политического регулирования и государственной власти, оппозиционной старому государственному строю.
ХЬЮМ (Hulme) Кэри (р . 1947), новозеландская писательница. Роман "Костяные люди" (1990, премия Букера), рассказы (сборник "Пожиратель ветра", 1986), стихи (сборник "Нити", 1990).
ЖДАНОВ Иван Федорович (р . 1948), русский поэт. В стихах, основанных на т. н. метаметафоризме, обращается к метафизическим проблемам. Сборники: "Портрет" (1982), "Неразменное небо" (1990), "Место земли" (1991) и др.
ДЕКАБРИСТЫ , русские дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества. Главным образом офицеры, участники Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813-15. Первые организации в 1816-21 - "Союз спасения", "Союз благоденствия", с 1821 - Южное общество (в 1825 в него влилось Общество соединенных славян) и Северное общество. Планировали произвести в 1826 военный переворот силами армии. Программа: отмена крепостного права, установление унитарной республики ("Русская правда" П. И. Пестеля, Южное общество) или конституционной монархии с федеративным устройством ("Конституция" Н. М. Муравьева, Северное общество). С усилением республиканского крыла в Северном обществе (1823-24) намечалась выработка общей программы и единого плана действий. Междуцарствие после смерти императора Александра I вызвало преждевременные вооруженные выступления: восстание 14 декабря 1825 на Сенатской пл. в Санкт-Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825 - 3 января 1826). После разгрома движения к следствию привлечены 579 человек. 121 человек предан суду, по приговору которого 13 июля 1826 в Санкт-Петербурге повешены П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский, остальные приговорены к каторге, ссылке в солдаты и др. Репрессиям подверглись также св. 3 тыс. солдат и матросов. В 1856 оставшиеся в живых декабристы помилованы. Материалы следствия опубликованы в сборнике "Восстание декабристов" (т. 1-18, 1925-86), многие декабристы (Н. В. Басаргин, С. Г. Волконский, И. И. Горбачевский, А. Е. Розен, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин и др.) - авторы мемуаров.