Хозяйственный механизм античного рабства
Хозяйственный механизм античного рабства
Страница 5

Свободная собственность крестьян, ведущих самостоятельно свое хозяйство, есть очевидно самая нормальная форма земельной собственности для мелкого производства, т.е. для такого способа производства, в котором обладание землей есть условие принадлежности работнику продукта его труда и в котором земледелец, свободный собственник или подданный, производит всегда сам себе средства к жизни независимо, как обособленный работник со своей семьей. Собственность на землю так же необходима для полного развития этого способа производства, как собственность на инструмент для свободного развития ремесленного производства. Она образует здесь базис для развития личной самостоятельности.

Она является необходимой переходной ступенью для развития самого земледелия. Поскольку земледелец выступает как собственник своей земли, поскольку земледелец выступает как собственник своей земли, он не уплачивает арендной платы, следовательно, прибавочный продукт в принципе остается целиком самому производителю и образует его благосостояния как гражданина.

Свободная земельная собственность есть базис для развития личной самостоятельности гражданина, основа его гражданского самосознания, ограниченности от всех неграждан, как не имеющих земельной собственности. Напротив, если земледелец вынужден арендовать землю, то значительная (а в ряде случаев и вся) часть его прибавочного продукта переходит к земельному собственнику в качестве арендной платы, в то время как земледелец довольствуется компенсацией лишь необходимых издержек.

В условиях низкого уровня земледелия в античных полисах и малого прибавочного продукта арендные отношения практически не могли функционировать в более или менее развитой форме, так как низводили мелкого земледельца до жалкой роли паупера, не имеющего экономической возможности сводить концы с концами. Вот почему в античных полисах в основе всех политических коллизий стоял аграрный вопрос.

Только наделив безземельных или малоземельных граждан мелкой земельной собственностью и закрепив ее за владельцами, можно было как-то гарантировать существование гражданина как активного члена полиса, война и участника народного собрания.

Определенным резервом для решения аграрного вопроса и поддержки мелкого земледелия была государственная собственность — ager publicus как органическая часть всей организации мелкого производства. Как только мелкое производство утратило свои ведущие позиции в полисной экономики, уступив их рабовладельческому хозяйству, изменилось содержание аграрного вопроса, который принял иные формы (денежные и хлебные раздачи, наделение землей ветеранов). Ager publicus как государственный фонд, как первостепенный резерв потерял решающее значение, хотя и продолжал сохраняться, играя иную роль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

"ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ" , тайное революционное общество разночинцев в России в 1861-64 (название с 1862), федерация революционных кружков. Возникла под идейными влиянием А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. Организаторы и руководители: Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, А. А. Слепцов, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин и др. С ноября 1862 во главе Центральный русский народный комитет в Санкт-Петербурге. Местные организации в Санкт-Петербурге, Москве, Казани и др., Комитет русских офицеров в Польше. Поддерживала связи с редакцией "Колокола", вступила в союз с партией "красных" в Польском восстании 1863-64. Программа: созыв бессословного народного собрания, право каждого на землю, самоуправление крестьянских общин, добровольная федерация областей, выборное правительство. Основной программный документ - воззвание Н. П. Огарева "Что нужно народу?". Издавала листки "Свобода", революционные прокламации; самоликвидировалась.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ , традиционное название деятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме - Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии - Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст.

ШАЛОТ , многолетнее травянистое растение рода лук. В пищу употребляют молодые листья, которые срезают несколько раз за вегетацию.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru