Одним из существенных достижений человеческой цивилизации является правовое государство - как определенная теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Ее общечеловеческая ценность определяет и наши современные установки, устремления и усилия по Формированию и развития начал правовой государственности в посттоталитарной России. История развития политико-правовой мысли свидетельствует о том, что для правового государства необходимы не только господство права и правовых законов (нормативно-правовой аспект), но и надлежащая правовая организация самой системы государственной власти, учреждение различных государственных органов, четкое определение их компетенции, места в системе, характера соотношения между собой, способов формирования, форм деятельности и т.д. (организационный, властно-институциональный аспект). "Правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношении к индивидам как субъектами права"[1]. К числу отличительных признаков правового государства относится организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. Поэтому в представленной работе значительное внимание уделяется вопросам разделения властей в устройстве государства. Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим, правовым, федеративным и социальным государством. Осталось ли это только декларированием на бумаге или реально отражает процессы, происходящие в современной России - этому посвящена последняя глава работы.
Данное исследование проводилось путем обобщения знаний, полученных в ходе изучения научных трудов. Также сделана попытка анализа суждений, высказываемых в периодических изданиях.
Приведены различные точки зрения на исследуемые проблемы.
Исследование производится путем совокупности приемов и методов познания. В работе анализируются отдельные понятия форм правления. В изучении вопроса используется диалектический подход, когда государство и право изучаются во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными факторами. Кроме того, посредством материалистического подхода описываются реальные процессы, происходящие в современном Российском обществе.
Глава I. Формы государства.
§ 1. Понятие формы государства и ее элементы.
Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочивания, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако, строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса.
НИКИФОРОВ Михаил Никифорович (1858-1915) , российский врач, создатель московской научной школы патоморфологов. Труды по воспалению, регенерации тканей, гистогенезу опухолей.
САТЛЕДЖ (в нижнем течении - Панджнад) , река в Пакистане, Индии и Китае, самый крупный (левый) приток Инда. 1450 км, площадь бассейна 395 тыс. км2. Пересекает Гималаи и Пенджаб. Средний расход воды ок. 500 м3/с, максимальный (летом) - ок. 20 тыс. м3/с. Используется для орошения. Гидроузел Бхакра-Нангал (Индия). Судоходна на отдельных участках. На севере - города Нанга (Индия), Бхавалпур (Пакистан).
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД , финансовая организация Европейского сообщества. Основана в 1960 для финансирования мероприятий по обеспечению занятости и свободы перемещения рабочей силы в странах ЕЭС.