Формы государства
Формы государства
Страница 3

По вопросу о понятии формы государства в советской юридической науке имелись различные взгляды. Одни авторы под формой государства понимают "организацию политической власти в государстве, взятую в единстве ее трех основных элементов (или сторон) - формы правления, формы государственного устройства и политического режима"[2]. При этом под формой правления имеется в виду организация верховной власти государства, характеризующая ее источниками, взаимоотношениями органов государства между собой и с населением.

Другие авторы различают форму государства в узком и широком смысле. При этом под формой государства в узком смысле принято считать форму правления, а в широком - форму правления и форму государственного устройства. Политический режим в таком случае рассматривается как момент, характеризующий сущность государства[3].

В юридической литературе высказана также точка зрения, согласно которой следует различать внутреннею и внешнею форму государства. Под внутренней формой при этом, применительно к социалистическому государству, понималась социалистическая демократия, а под внешней формой - конкретная организация политической власти.

Некоторые авторы считают, что в действительности политический режим не является однопорядковым с другими элементами. Наоборот, что он является по отношению к ним определяющим и потому было бы целесообразней рассматривать политический режим в качестве самостоятельного понятия государства, а форму правления и форму государственного устройства - как форму государства[4].

Таким образом, в юридической науке не было выработано единое понятие формы государства. Это затрудняет и решение проблем классификации форм государства. Работы многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение "содержания" государства, особенно его "классовую" сторону. При этом не всегда обращается внимание на то, что "содержание "формировано", что форма и есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна"[5].

С легкой руки представителей исторического материализма все прогрессивное относилось к содержанию. Однако, история многих стран учит, что во времена жестких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно, главным образом, относится к его форме. От пренебрежения формальной стороной юридической сферы в значительной степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм - тяжелый социальный недуг нашего времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

МОРСКОЕ ДНО (правовой режим) , международно-правовой режим дна морей и океанов и его недр за пределами континентального шельфа и национальной юрисдикции государств. Морское дно открыто для использования всеми государствами исключительно в мирных целях. Морские научные исследования в таких районах могут осуществляться государствами и международным органом по морскому дну, создание которого предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву 1982. Международный договор 1971 запрещает размещение ядерного и др. видов оружия массового уничтожения на морском дне и в его недрах.

ГЕОХИМИЧЕСКАЯ ПРОВИНЦИЯ , участок земной коры с повышенным или пониженным содержанием каких-либо химических элементов в горных породах (по сравнению с кларком). Характер геохимической провинции учитывается при планировании и проведении геохимических поисков.

ХАНАКА (ханега) (от перс . хане - дом и га - место), в странах Бл. и Ср. Востока странноприимный дом с мечетью и кельями, обитель дервишей.



Copyright © 2021 www.politicaledu.ru